Е.Н. Лобачёва, В.Г. Родионова
4
В глобальной платежной системе также происходит сокращение
количества коммерческих банков. Но основу этой политики состав-
ляют
инновационные
технологии и рост масштабов дистанционного
обслуживания клиентов платежной системы на основе новейших
мобильных устройств. Обслуживание клиентов в виртуальной сфере
обходится банкам в разы дешевле, чем в офисах. В национальных
масштабах отдельных стран, в частности в США, к концу 2012 г.
количественное сокращение числа американских коммерческих
банков произошло вследствие того, что 53 % транзакций были про-
ведены через систему онлайн-банкинга, 8 % операций платежа про-
изводились с помощью мобильных устройств и лишь 14 % опера-
ций — в традиционных банковских офисах. В американских банках
себестоимость операции по обработке одного чека в офисе обходит-
ся в 2 доллара, а с помощью Интернета — 0,05 доллара [1].
Крупнейшие отечественные банки («Сбербанк», «Альфа-банк»)
также стремятся сократить себестоимость услуг [1] за счет иннова-
ционных методов интернет-банкинга как формы дистанционного об-
служивания клиентов, имеющих счет в банке, без необходимости
личного посещения ими банковских офисов.
Мобильный банкинг как инновация платежной системы.
В настоящее время клиенты платежной системы в целом готовы к
переходу на обслуживание более продвинутыми технологиями ин-
тернет-банкинга. Основой совершенствования технологии обслужи-
вания клиентов становится не просто форма типа
i-Banking,
а мо-
бильный банкинг.
Эта инновация благодаря приобретению в личное
пользование смартфонов на гибких и достаточно безопасных техно-
логиях
Microsoft
, а также новейшего мобильного изобретения
iPad
представляет собой модель комплексного решения дистанционного
обслуживания, включающего интернет-банк, мобильный банкинг и
портал персонального предоставления разнообразных, в том числе
конфиденциальных, услуг с системой более 200 встроенных шабло-
нов для финансовых операций и обслуживания
виртуальных счетов
клиентов.
Общая тенденция подтверждается статистикой распространения
смартфонов как «экранных» инструментов среди российских пользо-
вателей, претендующих на инновационные формы обслуживания
НПС. Российские банки стремятся наращивать количество продукто-
вых предложений, реализуемых через смартфоны. Согласно статисти-
ке, их продажа достигла примерно 12,6 миллиона единиц в 2012 г., а
удвоение их покупок ожидается к 2015 г. Можно предположить, что
в банковской среде известны эти статистические ожидания, означа-
ющие, что примерно 12 % взрослого населения страны может предъ-
явить запрос на соответствующее обслуживание инновационными
методами. Мобильные приложения позволяют не только проверить