В.Н. Ремарчук
4
На смену приходит голая целесообразность формирующейся гло-
бальной иерархии, утверждающей действенные институты междуна-
родных регулирующих органов («глобальная держава», Большая се-
мерка, ВТО, Всемирный банк, ОПЕК, НАТО и др.), формируя при
этом на противоположном полюсе племя отверженных государств.
Опасно, что подобные действия происходят на фоне неумолимо
слабеющих, созданных после Второй мировой войны международ-
ных институтов (ООН, в системном кризисе оказался Евросоюз). Та-
кой ситуацией, как и всегда в мировой практике, пользуется силь-
нейший. Осознавая свои козыри, опираясь на сильную экономику,
Америка вновь выдвигает свои претензии на регентство мировой
международной политики. Профессор Клаус Шваб, основатель Да-
восского форума, предостерегал: «Глобализация вступила в весьма
критическую фазу. Мы все острее ощущаем возврат к политике «кну-
та». Есть опасность, что это окажет пагубное воздействие на эконо-
мическую активность и политическую стабильность в разных регио-
нах» [3]. Сегодня опасность превратилась в реальность. В статье,
опубликованной в американской газете «The New York Times»
11 сентября 2013 года, президент Российской Федерации высказыва-
ет озабоченность тем, что «… военное вмешательство во внутренние
конфликты в иностранных государствах стало обыденной практикой
для США. Входит ли это в долгосрочные интересы Америки? Я со-
мневаюсь в этом. Миллионы во всем мире всё больше видят Америку
не как модель демократии, а как страну, полагающуюся исключи-
тельно на грубую силу, сколачивающую коалиции по принципу «ли-
бо ты с нами, либо против нас» [4]. Подобная динамика развития
международных отношений, положенная в основу урегулирования
межгосударственных конфликтов, означает радикальный разрыв с
логикой модернизации и основами социального менталитета нового
времени, поскольку мы имеем рецидив конструкций, характерных,
скорее, для мира «феодального», нежели для демократического.
Весьма симптоматично на этом фоне в последнее время звучат вы-
сказывания и заявления об исключительности Америки и американ-
ской нации, о мессианском предназначении мусульманской веры и
т. д. Последствия подобных идеологий, призывов и лозунгов хорошо
известны мировой истории. Есть ли смысл в повторении?
Сегодня тенденции взаимодействия внутри нарождающегося
универсума заметно отличаются от организационных начал уходя-
щего мира. Формируемая поствестфальская система декларирует, с
одной стороны, верховный суверенитет человеческой личности,
главенство прав человека над национальным суверенитетом. При-
чем демократическая формула организации общества признается
теперь интегральной и неотъемлемой частью международной си-