И.А. Акимова
6
ствовать адаптации к социальным изменениям, выступать инстру-
ментом формирования ценностей и моделей поведения, определять
перспективы развития организации и т. д. Данные требования долж-
ны быть конкретизированы в соответствии с будущей профессией, ее
социальным значением в современном обществе.
Вторая группа проблем развития студенческой науки на со-
циогуманитарных кафедрах, на наш взгляд, вызвана слабыми меж-
дисциплинарными связями внутри всего образовательного простран-
ства вуза. Внутри социогуманитарного цикла было бы интересно и
действительно значимо исследовать проблемы «сквозным» методом,
через все кафедры, с завершающей итоговой работой. Эта работа
должна быть важной, обеспечивающей развитие общекультурных,
социально-личностных и межличностных компетенций. Целесооб-
разно привлечение социогуманитарных кафедр к участию в диплом-
ном проектировании, например, обеспечивая гуманитарную экспер-
тизу проекта.
Представляется, что одними из главных дисциплин социогума-
нитарного цикла выступают социология и культурология. Социоло-
гические знания позволяют определить систему взаимодействия со-
циальных субъектов и их место в конкретном сообществе, перспек-
тивы социальных изменений и их влияние на формирование опреде-
ленного типа личности и многое другое, касающееся жизни каждого
человека. Будущий инженер формируется как профессионал и лич-
ность лишь в определенных социальных реалиях. Без учета социо-
культурных закономерностей общественного развития, структурных
и культурных ресурсов и ограничений в конкретном обществе невоз-
можно выстроить «линию жизни». И поэтому эти курсы в техниче-
ском вузе должны отражать реальный статус и специфические про-
блемы как инженерной деятельности, так и самого инженера как объ-
екта и субъекта социокультурных отношений.
В этом и проявляются необходимость участия студентов в науч-
но-исследовательской работе по проблематике кафедры и вся работа
кафедры по организации НИРС. Конечно, не все студенты активно
участвуют в такой работе (впрочем, как и в профильных НИРС), и
это зависит от многих обстоятельств. Большую роль в активизации
участия студентов в научной работе, наряду с экономическими фак-
торами (а на социогуманитарных кафедрах их нет), играет способ-
ность самого профессорско-преподавательского состава стимулиро-
вать научно-познавательную активность студентов. От заинтересо-
ванности, эрудиции преподавателя, способности показать важность и
актуальность социокультурных знаний для личности молодого чело-
века зависит очень многое. И в этом аспекте профессорско-