Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза
3
к занятиям. Студент уже настолько развит, что работать с ним можно
не как с учеником, а как с младшим коллегой. Основными формами
НИРС, выполняемых во внеучебное время, могут быть: предметные
кружки; проблемные кружки; проблемные студенческие лаборатории;
участие в научных и научно-практических конференциях; участие во
внутривузовских, городских и прочих конкурсах и олимпиадах.
Кафедра социологии и культурологии уже в течение длительного
времени проводит по две конференции в год, одна из которых прохо-
дит в рамках межвузовской конференции «Студенческая весна», вто-
рая — ежегодного международного симпозиума под эгидой ЮНЕ-
СКО «Уникальные феномены и универсальные ценности культуры».
Тематика этих конференций отражает наиболее актуальные социогу-
манитарные проблемы нашего общества. В частности, это проблемы
будущего цивилизации в культурном измерении; проблемы и пер-
спективы развития молодежной культуры; проблемы человека в
постиндустриальном обществе; динамика техносферы; социогумани-
тарные проблемы модернизации российского общества и др.
На конференции молодые исследователи получают возможность
выступить со своей работой перед обширной аудиторией. Это застав-
ляет их более тщательно прорабатывать доклад, оттачивая оратор-
ские способности. Кроме того, каждый может увидеть, как его работа
выглядит на общем уровне, и сделать соответствующие выводы. Это
очень полезный результат научной конференции, так как на раннем
этапе многие студенты считают собственные суждения непогреши-
мыми, а свою работу — самой глубокой и самой ценной в научном
плане. Но, слушая доклады других студентов, они не могут не заме-
тить недостатков своей работы, если таковые имеются, а также выде-
лить для себя свои сильные стороны.
Кроме того, если в рамках конференции проводится творческое
обсуждение прослушанных докладов, из вопросов и выступлений
каждый докладчик может почерпнуть оригинальные идеи, о развитии
которых в рамках выбранной им темы он даже не задумывался.
Включается своеобразный механизм, когда одна мысль порождает
несколько новых.
Безусловно, организация и проведение подобных конференций
требуют более значительных усилий от преподавателя, поскольку
увеличивается время консультаций и коммуникаций по темам, вы-
бранным студентами для написания и представления научного до-
клада.
Проводя конференции по социогуманитарной проблематике в
непрофильном вузе, кафедра преследует цель — развить творческие,
эвристические способности студента. Лучшие доклады публикуются
в специальных сборниках, а студенты награждаются соответствую-
щими грамотами.