И.А. Акимова
2
Многие вузы превратились в крупные учебно-научные центры,
сочетающие подготовку высококвалифицированных специалистов с
интенсивной научно-исследовательской работой. Участие студентов
в научно-исследовательской работе развивает творческое мышление,
инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках
информации и отбирать необходимую.
Студенты должны знать, что их научно-исследовательская работа
является продолжением и углублением учебного процесса и органично
включена в процесс подготовки будущего специалиста в институте.
Цель НИРС — обучение студентов методам самостоятельного ведения
научных исследований, организации научно-исследовательской рабо-
ты, а также выработки у обучающихся навыков публичного выступле-
ния перед аудиторией, самостоятельного оформления полученных ре-
зультатов исследований в виде научного доклада, научной статьи или
научно-исследовательской работы.
Применяются два основных вида научно-исследовательской ра-
боты студентов. Во-первых, это учебная научно-исследовательская
деятельность, предусмотренная действующими учебными планами.
К этому виду НИРС можно отнести курсовые работы, выполняе-
мые в течение всего срока обучения в вузе, а также дипломную рабо-
ту, которая пишется на последнем курсе.
К НИРС, предусмотренной действующим учебным планом, мож-
но отнести и написание рефератов по темам практических занятий,
различного рода исследовательские работы. Например, на кафедре
социологии и культурологии по предмету «социология» студенты
проводят самостоятельные социологические исследования, конечно,
под руководством своих преподавателей. При этом они учатся выде-
лять проблему, составлять программу исследования, анализировать
полученные результаты и пр. Что касается реферата, то очень часто
он является или переписанной статьей, или, что еще хуже, конспек-
том главы какого-либо учебника, причем скачанными из Интернета
без критического анализа. Назвать это научной работой можно с
большой натяжкой, и преподаватели не рассматривают ее как тако-
вую. Правда, отдельные рефераты, написанные на основе нескольких
десятков статей и источников, по праву можно назвать научными
трудами, и включение их в список видов НИРС вполне оправданно.
Во-вторых, есть еще исследовательская работа сверх тех требо-
ваний, которые предъявляются учебными планами.
Как уже говорилось, такая форма НИРС наиболее эффективна
для развития исследовательских и научных способностей у студен-
тов. Это легко объяснить: если учащийся в свободное время готов
заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из
главных забот преподавателя, а именно — мотивация обучающегося