Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза - page 4

И.А. Акимова
4
Но в организации научно-исследовательской работы студентов
технического вуза на социогуманитарных кафедрах существуют и
значительные проблемы. В целом они связаны с тем местом, которое
занимают эти кафедры в образовательном пространстве вуза. Это и
кратковременность курсов (как правило, лишь один семестр), и не на
словах, а на деле отношение к гуманитарным дисциплинам как к че-
му-то второстепенному, неважному.
Современный этап развития науки и техники требует от инже-
нерно-технических специалистов глубоких знаний предметов как
естественно-технического цикла, так и специальных профессиональ-
ных направлений. Все это отражено в образовательных программах и
учебных планах конкретных инженерных специальностей. Обеспече-
нию высокого уровня специальных профессиональных знаний уделя-
ется большое внимание, и это вполне правомерно. Но достаточно ли
этого для подготовки молодого специалиста высокого уровня?
Высшее техническое образование мы можем рассмотреть как
определенную подсистему общей системы высшего образования. Она
способна не только адаптировать ценности и нормы общей системы,
но и создавать новые, исходя из задач собственного развития. Разра-
батывается система профессиональных компетенций инженеров раз-
личного профиля, в соответствии с которыми составляются учебные
планы, программы, вырабатываются новые концепции, формы взаи-
модействия преподавателей со студентами и пр.
В настоящее время находит все более широкое понимание сле-
дующая позиция: важнейшими функциями инженера являются не
только технико-технологические (обеспечение развития и функцио-
нирования техники и технологии), но и ряд социальных (социально-
экономическая, политическая, управленческая, гуманистическая,
культурная функции). Специалист с высшим техническим образова-
нием должен обладать как сугубо профессиональной, так и социаль-
но-личностной и межличностной компетентностью. Сюда входят и
способности выстроить и реализовать перспективные линии интел-
лектуального, культурного, нравственного, физического и професси-
онального саморазвития и совершенствования, обрести навыки куль-
туры социальных отношений, уметь критически переосмысливать
свой социальный опыт, работать самостоятельно и в коллективе, ру-
ководить и подчиняться, иметь навыки использования этических и
правовых норм, обладать толерантностью, способностью к социаль-
ной адаптации и пр. Все это в большей или меньшей степени отраже-
но в Федеральном государственном образовательном стандарте выс-
шего профессионального образования (на базе которого прописыва-
ются и собственные стандарты специальностей) в разделе общекуль-
турных и профессиональных компетенций. К сожалению, в них не
1,2,3 5,6,7
Powered by FlippingBook