Состояние и проблемы НИРС на гуманитарных кафедрах технического вуза
5
выделяются социально-личностные и межличностные компетенции,
которые можно формировать только в рамках социогуманитарных
дисциплин. Это очень важные компетенции для формирования лич-
ности современного профессионала. В них входят: межличностные
навыки, способность работать в междисциплинарной команде, вос-
принимать разнообразие и межкультурные различия, работать в меж-
дународном контексте, приверженность этическим ценностям и ряд
других.
Следует признать, исходя из вышеизложенного, что необходи-
мым принципом функционирования системы высшего технического
образования является обеспечение деятельности вуза как особого со-
циокультурного института, призванного способствовать удовлетво-
рению интересов и потребностей студентов, развитию их способно-
стей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном
отношениях.
Вуз, как социокультурный институт и как научно-исследова-
тельский центр, выступает важным агентом социализации молодого че-
ловека, призванным обеспечить необходимые социогуманитарные ком-
петенции молодого специалиста в области инженерной деятельности.
На высоком научно-методическом уровне это может и должен
предоставить только социогуманитарный цикл дисциплин. В частно-
сти, социология и культурология помогают осознать социокультур-
ные контексты инженерного труда, его этические императивы, обос-
новать важность человеческого фактора, понимать, что способность к
творчеству, мотивация профессионального труда формируются в со-
циокультурной среде конкретного общества. Способность конкури-
ровать на рынке труда определяется не только, а иногда и не столько
уровнем конкретных профессиональных знаний, сколько способно-
стью работать в команде и умением подчиняться и управлять людь-
ми, строить межличностные отношения для достижения общей про-
фессиональной цели. Но для того, чтобы изучение дисциплин со-
циогуманитарного комплекса могло принести действенную пользу
специалисту на современном рынке труда, необходима серьезная
адаптация их для инженерного образования. И речь здесь идет не об
«упрощении», а скорее, наоборот о создании таких «схем» и техноло-
гий подачи материала, которые без потери качества смогут «встро-
иться» в будущую профессиональную жизнь и обогатить социокуль-
турный опыт молодого человека. Общие требования современной
социокультурной среды вуза как совокупности условий, в которых
осуществляется жизнедеятельность субъектов образовательного про-
странства, таковы: способствовать самореализации личности, удо-
влетворению творческих потребностей, интересов личности; способ-