Применение европейской методики преподавания иностранного языка в российском техническом вузе - page 4

Л.В. Степанова
4
танная и представленная Дж. Хармером в 1998 году [7]. Можно сказать,
что ее девизом являются слова «открытость языку (экспозиция) и воз-
можность применить его на практике». Суть этого метода состоит в
наличии и комбинировании трех обязательных фаз занятия: привлече-
ния, изучения и активации (engage, study, activate — отсюда название).
Первая фаза предназначена для того, чтобы вызвать интерес к теме, во-
влечь учащегося в занятие, на втором этапе внимание учащегося долж-
но быть сфокусировано на той или иной языковой конструкции. В тече-
ние этой фазы преподаватель может использовать разные виды дея-
тельности: объяснение, самостоятельное изучение студентами текста,
упражнения, диалоги и т. п. На третьей же стадии учащихся поощряют
использовать все полученные знания. Последовательность фаз можно
менять, так выделяются занятия «Стрела» (привлечение-изучение-
активация), «Бумеранг» (привлечение1-активация1-изучение-актива-
ция2), «Лоскутное одеяло» (свободное чередование всех фаз), един-
ственное правило — чтобы занятие заканчивалось фазой активации.
Основные качества метода ESA: структурированность занятия, привле-
чение учащихся, работа с аутентичными материалами и «живым» язы-
ком и творческий момент в самостоятельной работе.
Легко заметить, что методика, применяющаяся на занятиях в рос-
сийских вузах, имеет много общего с методом «ППП». Занятие начи-
нается с проверки домашнего задания, затем преподаватель объясня-
ет грамматические правила или вводит новые лексические единицы,
затем студенты выполняют упражнения на распознавание изученных
форм, подстановку и трансформацию, затем, как правило, следует
работа с текстом. Завершает занятие обычно краткий пересказ, отве-
ты на вопросы или диалоги. Обучение ведется не только «по учебни-
ку», преподаватели широко используют дополнительные тексты из
газет и журналов технического профиля, аудиоматериалы из интер-
ната и др. Но в силу ряда причин, которые будут привдены ниже, та-
кие занятия зачастую не оказывают значительного влияния на эффек-
тивность обучения.
Рассмотрим отличия структуры занятия по европейской методике
от «типового» занятия в российском вузе. В первую очередь, это
наличие фазы привлечения. Несмотря на то, что важность возбужде-
ния интереса к теме занятия представляется очевидной, преподавате-
ли высшей школы нередко начинают занятие с основного материала,
считая, вероятно, что их достаточно взрослая аудитория «справится»
с темой и без этого. Однако такая политика приводит к обратному
результату. Студенты начинают воспринимать занятие по англий-
скому языку как отдых между «техническими предметами», напри-
мер, сопротивлением материалов и начертательной геометрией, и не
проявляют заинтересованности в предмете обучения.
По методу «ESA» фаза вовлечения включает в себя обсуждения
(с участием преподавателя) рисунков, видеороликов, коротких тек-
стов, звуковых дорожек, заголовков и даже предметов, принесенных
1,2,3 5,6,7,8
Powered by FlippingBook