Применение европейской методики преподавания иностранного языка…
3
странного языка Европейский Совет разработал единый стандарт
Common European Framework, со следующими уровнями:
А1 (Breakthrough, Basic User) предполагает наличие базовых
знаний языка и способность его обладателя понимать простые вопро-
сы и отвечать на них.
A2 (Waystage, Basic User). Владеющий языком на этом уровне
может общаться на простые темы, задавать вопросы и понимать ти-
повые фразы повседневных жизненных ситуаций, таких как заселе-
ние в отель, приобретение билетов в кассе и др.
B1 (Threshold, Independent User). Умение поддержать диалог и
сформировать высказывание на широкий круг тем, наличие множе-
ства ошибок даже в базовых структурах, недостаточный уровень ско-
рости.
B2 (Vantage, Independent User). Человек может общаться на ши-
рокий спектр тем и проблем, имеет адекватный словарный запас, но
он говорит недостаточно бегло и не всегда точно выражает свои
мысли.
C1 (Effectiveness, Proficient User). Способность активно общать-
ся на практически любые темы с использованием широких языковых
возможностей, наличие небольшого количества незначительных лек-
сических и грамматических ошибок.
C2 (Mastery, Proficient User) Отличное знание тонкостей языка,
беглая речь, практически полное отсутствие ошибок и неточностей [1].
Из описания требований этих уровней хорошо видно, что осново-
полагающими умениями для освоения языка на любом уровне являются
способность понимать речь, говорить и извлекать информацию из тек-
стов. Именно на развитие этих навыков и нацелены новейшие европей-
ские традиционные методики обучения. Среди них выделяются такие
методики, как составление языкового портфеля [4], проектный метод и
кейс-метод. Технологии проведения занятий с использованием элемен-
тов этих методик активно применяются преподавателями кафедры ино-
странных языков МГТУ им. Н.Э. Баумана [5], [6].
Еще в конце прошлого века основной европейской коммуника-
тивной методикой обучения иностранному языку, применяющейся в
учебных заведениях и на различных курсах, была так называемая ме-
тодика «ППП» (Представление-практика-производство). По данной
методике преподаватели вначале представляют контекст и языковую
ситуацию, а также объясняет и демонстрирует значение и форму но-
вых конструкций. Затем студенты практикуются составлять предло-
жения с этими конструкциями под контролем учителя (включая тре-
нировочные упражнения). На стадии производства обучаемые могут
применить творческий подход к языку. Недостатками данной мето-
дики является отсутствие гибкости и свободы для учащегося и чрез-
мерная доминирующая роль преподавателя.
В настоящее время основной методикой преподавания иностранно-
го языка за рубежом является так называемая методика «ESA», разрабо-