Концепция организации службы психолого-педагогического сопровождения, адаптации и сохранения психического здоровья в учебном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 3

Концепция организации службы психолого-педагогического сопровождения, адаптации
Было обследовано 1300 студентов. Таким образом, выделены основ-
ные проблемы, с которыми сталкиваются студенты:
хроническая усталость, слабость или упадок сил;
утрата психоэмоциональной устойчивости: беспокойство, напря-
женность, учащение конфликтов с окружающими;
утрата смысла: депрессивное состояние, потеря интереса к при-
вычным занятиям, подавленность, угнетенность.
Такое состояние индивида, в первую очередь студента, говорит о
сложностях адаптационного периода и возможности нарушения ада-
птационных механизмов, т. е. социально-психологической дезадапта-
ции.
Социально-психологическая дезадаптация приводит к различным
нарушениям: астении, депрессии, посттравматическим стрессовым
расстройствам. Человек с социально-психической дезадаптацией по-
стоянно испытывает внутреннее напряжение, которому необходимо
найти выход. Зачастую длительное нервное напряжение может приве-
сти к бурным аффективным расстройствам, к употреблению алкоголя,
наркотиков. А также различным формам избегания или ухода: игрома-
ния, вступление в банды, секты, вызывающее поведение. Если чело-
век не справляется со своим напряжением, возникают суицидальные
мысли.
Трудности, испытываемые во время адаптации, различны по свое-
му характеру и происхождению. Одни из них объективно неизбежны,
другие носят субъективный характер и связаны со слабой подготов-
кой, особенностью личности, недостатками воспитания в семье и шко-
ле и т. д.
Проведя психологическое исследование, можно сделать вывод о
том, что многие трудности связаны с несформированностью или не-
развитостью студентов, неумением принимать на себя ответственность
и делать выбор.
Процесс адаптации многоступенчат и включает в себя большое ко-
личество аспектов. Можно говорить, что адаптация у студентов про-
исходит на протяжении всего процесса обучения в вузе.
Исходя из требований, предъявляемых современным обществом,
теми проблемами, с которыми сталкиваются студенты, и ситуацией
в образовательной среде, организация психолого-педагогического со-
провождения необходима для сопровождения адаптации студентов к
учебному процессу, которая обусловлена низким уровнем сформиро-
ванности у студентов умений и навыков, также способности к ре-
флексии, отсутствием целостного представления о способах учебной
и личностной деятельности. Организация психолого-педагогического
сопровождения в учебном процессе представлена на примере Центра
3
1,2 4,5,6,7
Powered by FlippingBook