Концепция организации службы психолого-педагогического сопровождения, адаптации и сохранения психического здоровья в учебном процессе МГТУ им. Н.Э. Баумана - page 2

Е.Ю. Егорова
психолого-педагогического консультирования, кабинеты доверия. По-
чти в каждом образовательном учреждении имеется служба психо-
логической помощи. Происходит формирование инфраструктуры. В
самой системе образования проходят существенные изменения, при-
званные формировать всестороннее и гармоничное развитие личности,
ее становление, вхождение в социальное целое — адаптацию, индиви-
дуализацию и интеграцию. На период 2010 г., правительством Россий-
ской Федерации была принята концепция модернизации российско-
го образования, предусматривающая самосовершентсвование струк-
туры и содержания высшего образования, в том числе преодоление
противоречия между теоретическими представлениями о содержании
обновленного образования и практикой его усвоения, которая про-
должает базироваться на функционально-инструментальном, знание-
ориентированном подходе. Преодоление этого противоречия предпо-
лагает учет существенных характеристик процесса, в котором реали-
зуется содержание: закономерностей процесса обучения, его логики,
педагогических условий, в которых он протекает, возможностей сту-
дентов, вовлеченных в этот процесс.
При решении этой задачи необходимо опираться на условия модер-
низации образования, изменения в его структуре и содержании, прио-
ритетной целью которого является личностный подход в организации
образовательного процесса, связанного с появлением понятия «каче-
ство жизни», раскрывающимся через такие категории, как «здоровье»,
«социальное благополучие», «самореализация», «защищенность». Не-
обходимо определить цели и задачи, для решения которых нужно по-
строить систему психолого-педагогического сопровождения.
Обучение в вузе характеризуется рядом особенностей, связанных с
адаптацией. Сам термин «адаптация» возник в биологической науке в
середине XIX века для обозначения приспособления живого организ-
ма к условиям существования. В социологии и психологии адаптация
рассматривается как процесс и результат установления взаимоотноше-
ний между личностью и социальной средой. Под адаптацией студента
понимают процесс приведения основных параметров его социальных
и личностных характеристик в состояние динамического равновесия
с новыми условиями вузовской среды. Термин «адаптация к вузу» на-
деляется различными авторами медицинским, социальным, философ-
ским, психологическим содержанием, и понимают под ним процесс
уравновешивания организма и внешней среды как составной элемент
социализации личности. Именно поэтому так важно учитывать спо-
собность студента к адаптации в вузе и способствовать ему в этом.
Исследование проводилось с помощью анкетирования и полу-
структурированного интервью, направленного на выявление проблем.
2
1 3,4,5,6,7
Powered by FlippingBook