В.М. Крук
(воспитания), поскольку они в гораздо меньшей степени они подда-
ются психологическому отбору [там же].
Таким образом, в середине 1960-х гг. были определены четыре
направления психологической работы в направлении решения надеж-
ности человека как проблемы:
а) отбора (медицинского, психофизиологического, психологическо-
го);
б) профессиональной подготовки;
в) целенаправленного воздействия, «воспитания» (по отношению
к характерологическим и волевым особенностям в структуре личност-
ного фактора надежности);
г) «широкого применения способов контроля надежности в тре-
бующих этого ситуациях, а такие ситуации существуют везде, где в
результате недостаточной надежности человека–оператора возникает
опасность для жизни или здоровья самого оператора или других лю-
дей, а также опасность повреждения или выхода из строя технического
оборудования» [там же, с. 367].
За истекшие полвека психологическим проблемам надежности че-
ловека посвящено более 30 открытых диссертаций, что составляет
около 1,5% от общего количества открытых отечественных исследо-
ваний надежности (
n >
2 000
). Анализ их динамики свидетельствует о
существенном спаде исследований в 1980-е гг. и выраженном росте ин-
тереса к этой проблематике в 2000–2010-е гг. (рис. 3). Это существенно
выделяется в общей динамике отечественных диссертационных ис-
следований по надежности (рис. 4), особенно что касается темпов их
роста (рис. 5). Анализ рисунков 3–5 свидетельствует о нескольких важ-
ных взаимосвязанных тенденциях: в 1960–1970-е первые диссертаци-
онные исследования по надежности выполнены именно психологами,
после чего наступил выраженный спад психологических исследова-
ний проблем надежности человека. Но именно этот период (1980-е гг.)
характеризуется максимальным темпом роста исследований надежно-
сти в других науках. Выявленная тенденция свидетельствует об идео-
логически и административно заданной в 1960-е гг. ограниченности
отечественных исследований надежности человека. Это предположе-
ние подтверждается и тем, что в них преобладает выделение двух ее
видов — профессиональной и функциональной. Первая характеризует
безотказность, безошибочность и своевременность действий на до-
стижение конкретной цели в заданных условиях при взаимодействии
с технической системой, другими специалистами. Вторая определяет-
ся как свойство функциональных систем человека обеспечивать его
динамическую устойчивость в выполнении профессиональной задачи
в течение определенного времени и с заданным качеством [3]. Прак-
тически до 2000-х гг. отсутствуют психологические исследования в
6