В.М. Крук
. . . как «сохраняемость», устойчивость оптимальных рабочих параме-
тров индивида» [там же]. Среди трех групп факторов надежности че-
ловека (наряду с квалификацией персонала и качеством оборудования,
на котором он работает; тренированностью, «. . . которая должна су-
щественно понизить, если не совсем уничтожить число отказов при
возникновении экстремальности в реальной обстановке») были вы-
делены имеющие «собственно личностный характер», от которых в
большинстве случаев зависят индивидуальные различия по надежно-
сти. [там же, с. 13]. К факторам надежности личностного характера
также были отнесены три группы: анатомо-физиологические (прини-
маемые во внимание при медицинском отборе персонала), психофи-
зиологические (связанные с работой нервной системы и свойствами
подкорковых мозговых структур), психологические (главным образом,
относящиеся к интеллектуальным возможностям индивида). Указано,
что в достижении надежности «. . . исключительное значение приобре-
тает контроль над психофизиологическим состоянием оператора, от-
рицательные сдвиги в котором могут привести к нежелательным по-
следствиям» [там же, с. 16].
Следовательно, одна из первых в советский период отечественных
психологических проблематик надежности человека была очерчена
рамками «работы», т. е. профессиональной деятельности; отнесена к
способностям и качествам индивида; в ней выделены функциональ-
ные, профессиональные и личностные составляющие; личностными
составляющими надежности определены относящиеся к медицинско-
му и психофизиологическому отбору показатели, а также интеллекту-
альные возможности; исключительная роль в достижении надежности
отведена контролю (рис. 1).
В 1964 г. В.Д. Небылицын дополнил свой подход к проблеме надеж-
ности человека несколькими важными положениями (рис. 2). Первое
относилось к ее определению, согласно которому это и индивидуаль-
но варьирующее качество, от которого в первую очередь зависит ста-
бильность и постоянство рабочих результатов индивида (а не только
их сохранение в усложняющейся обстановке) [11, с. 358]. Второе каса-
лось качественно иного определения психологической подгруппы — ее
личностных факторов. Если прежде к ней относились преимуществен-
но интеллектуальные возможности, то теперь — характерологические
особенности (вместе с волевыми), которые «. . . по-видимому, играют
здесь главенствующую роль». Их значение трудно переоценить, точ-
ный учет затруднителен, т. к. они слабо доступны классификации с
помощью количественного подхода [11, с. 363]. Третье, следовавшее
из предыдущего, касалось достижения определенных характерологи-
ческих и волевых особенностей путем целенаправленного воздействия
4