Инновационные аспекты подготовки специалистов технических вузов - page 4

И.В. Долгова
4
кейсам больших размеров. Кейс может содержать описание одного
события в одной организации или историю развития многих органи-
заций за многие годы.
Обучение на основе Case Study представляет собой целенаправ-
ленный процесс, построенный на всестороннем анализе представлен-
ных ситуаций, обсуждении во время открытых дискуссий проблем
кейсов и выработки навыков принятия решений. Отличительной осо-
бенностью кейс-метода является создание проблемной ситуации на
основе фактов из реальной жизни. В нем предполагается, что препо-
даватель руководит обсуждением проблемы, поставленной перед
студентами, а сами кейсы могут быть представлены в различных ви-
дах — печатном, мультимедийном и видео.
Для успешного проведения занятий по технологии Case Study
должны быть разработаны методические рекомендации по использо-
ванию кейсов, а также разработаны типовые вопросы для обсужде-
ния со студентами, подготовлены дидактические материалы в по-
мощь преподавателю.
Кейс-метод позволяет установить оптимальное сочетание теоре-
тического обучения и практических навыков. В процессе дискуссии,
вызванной преподавателем в учебной аудитории, параллельно идут
развитие образного экономического мышления, способность ориен-
тироваться в сложных ситуациях, принимать решение и нести ответ-
ственность за его принятие. В свою очередь, это приводит к разви-
тию лидерских качеств обучающихся, увеличивая их самооценку, что
в дальнейшем способствует преодолению страха организовать свой
собственный бизнес.
Умение вести дискуссию, деликатно направлять ее, терпеливо за-
давать наводящие вопросы, бросать вызов группе и вести студентов к
завершающей фазе принятия решения — самая важная и самая слож-
ная часть преподавательского процесса.
Особенностями такого метода обучения являются его образова-
тельная открытость, с одной стороны, и замкнутость и жесткость в
результативности обучения — с другой. Этот метод предполагает
равенство преподавателя и студента в том, что они одновременно и
ответственны, и свободны в процессе обучения. Преподаватель от-
ветственен за сбор и отбор учебного материала и эффективную ор-
ганизацию его использования. Он свободен в выборе наиболее под-
ходящих кейсов из множества существующих. Студенты же несут
ответственность за подготовку к занятию и эффективное выполнение
заданий по кейсу, хотя они свободны в разрабатываемых решениях и
выводах, сделанных в результате анализа кейс-ситуации. Студенты
могут принимать ошибочные решения, поскольку кейс-ситуации
проистекают в учебной аудитории. Хотя как будущие менеджеры и
1,2,3 5,6
Powered by FlippingBook