Инновационные аспекты подготовки специалистов технических вузов - page 3

Инновационные аспекты подготовки специалистов технических вузов
3
компетентных в вопросах выбранной специальности, но и имеющих
глубокие системные познания в области экономики, менеджмента и
информационных технологий, а также знающих хорошо один из ино-
странных языков, умеющих мыслить и разбираться в конкретных
производственных ситуациях.
С этой целью предлагается применение в обучающем процессе
студентов нового кейс-метода обучения экономике и бизнес-наукам,
который широко используется за рубежом.
Кейс — это описание реальной ситуации, события, реально про-
изошедшего в той или иной сфере деятельности. Преподаватель со-
здает такую ситуацию, чтобы вызвать студентов на дискуссию в
учебной аудитории. Такая практика приводит к тому, что студент
становится участником события и вынужден принимать решение.
Кейс — не просто правдивое описание события, а единый ин-
формационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Он дол-
жен быть изготовлен так, чтобы спровоцировать дискуссию, привя-
зывающую студентов к реальным фактам, к реально существующей
проблеме, с которой им придется столкнуться на практике. В этом
случае отпадет острая проблема необходимости подработки студен-
том на предприятии взамен учебного процесса с целью приобретения
опыта работы, без которого сложно найти работу сразу после окон-
чания вуза.
Помимо этого кейсы развивают аналитические, исследователь-
ские, коммуникативные навыки, вырабатывают умение анализиро-
вать ситуацию, планировать стратегию и принимать управленческие
решения.
Хороший кейс должен соответствовать четко поставленной цели
создания, иметь несколько уровней трудности, начиная с простого и
переходя к более сложному. Он должен иллюстрировать ситуацию из
реальной жизни (как типичную, так и неожиданно возникшую).
В обязательном порядке кейс должен провоцировать дискуссию и
способствовать аналитическому мышлению.
В создании кейса можно выделить несколько этапов:
1) поиск источника кейса;
2) сбор данных для кейса;
3) макетирование содержания кейса;
4) апробация кейса в аудитории;
5) жизненный цикл кейса.
Некоторые авторы выделяют кейсы «полевые» (основанные на
фактах из реальной жизни) и «кресельные» (основанные на вымысле
автора), «американские» (длинные) и «западные» (короткие).
Поначалу студентам целесообразно представлять небольшие кей-
сы, так как с ними легче справиться, а затем уже можно переходить к
1,2 4,5,6
Powered by FlippingBook