З.С. Терентьева
4
Основные точки стратегического воздействия в жизненном цикле
товара соответствуют началу или концу следующих мероприятий:
• анализ конъюнктуры и тенденций рынка;
• НИОКР;
• запуск работ по выпуску опытной партии;
• испытание опытной партии;
• строительство зданий, сооружений;
• покупка, монтаж, пуско-накладка оборудования;
• пробные продажи опытной партии;
• разработка дополнительной оснастки, приспособлений, модерни-
зация оборудования, ремонт;
• найм, обучение, переподготовка и повышение квалификации
персонала;
• закупка сырья для обеспечения производственного цикла;
• завершение поступления сырья в производство: заготовитель-
ные цеха, выпускающие цеха;
• доставка товаров на определенные рынки конкретным покупа-
телям по фиксированной цене;
• осуществление затрат на маркетинговые мероприятия по фор-
мированию спроса и стимулированию сбыта;
• ликвидация оборудования, увольнение персонала.
При планировании ассортимента следует обращать внимание на
длительность финансового и операционного циклов и обеспечивать
своевременное поступление выручки от реализации, что позволяет
своевременно пополнить резерв и покрыть текущие финансовые по-
требности. Своевременное поступление выручки зависит от ритмич-
ности производства, которое, в свою очередь, зависит от постоянно-
сти поставки сырьевых и трудовых ресурсов, эффективной организа-
ции производственных процессов. Выход из строя одной из цепочек
приводит к общей дестабилизации деятельности предприятия, увели-
чению затрат, а следовательно, снижению прибыли, ухудшению всех
финансово-экономических показателей.
В практике деятельности предприятий товарный ассортимент
представляет собой совокупность продуктов (товаров), обладающих
различным уровнем рентабельности, находящихся на различных эта-
пах жизненного цикла (ЖЦ) и, как следствие, имеющих различные
перспективы на рынке. Из-за ограниченной продолжительности ЖЦ,
необходимости внедрения новейших разработок с целью получения
конкурентного преимущества и для обеспечения динамики показате-
лей коммерческой деятельности, соответствующей целям предприя-
тия, ассортимент является величиной переменной во времени, что
обусловлено снятием с производства старых товаров и освоением но-
вых (обновлением ассортимента).