З.С. Терентьева
2
производство; реализация, хранение, транспортирование, монтаж и
отладка изделия; эксплуатация продукции; утилизация снятой с экс-
плуатации продукции.
Второй подход — с точки зрения маркетинга. В маркетинге жиз-
ненный цикл продукции связывают с периодом ее внедрения на ры-
нок и различными этапами сбыта.
Жизненный цикл продукта предполагает несколько последова-
тельных этапов его развития, каждому из которых соответствует своя
стратегия. С этой точки зрения можно выделить четыре основных
стадии жизненного цикла продукта.
Этап 1. Рождение продукта (услуги) и внедрение на рынок — ха-
рактеризуется небольшим сбытом, отрицательными финансовыми
потоками. Предполагает стратегию инвестирования разработок и
продвижения товара на рынке.
Этап 2. Стадия роста — характеризуется существенным увеличе-
нием сбыта, положительной динамикой финансовых потоков. Пред-
полагает стратегию быстрого роста, направленную на расширение
доли на рынке.
Этап 3. Стадия зрелости — характеризуется устойчивым сбытом,
положительными финансовыми потоками. Предполагает стратегию
удержания рынка.
Этап 4. Стадия стагнации продукта (упадок) — характеризуется
падением объемов реализации, отрицательной динамикой финансо-
вых потоков. Предполагает стратегию свертывания, ухода с рынка.
Третий подход — с точки зрения управления качеством продук-
ции. Жизненный цикл товара в соответствии со стандартом ИСО
9004-1 состоит из 11 стадий:
1. Маркетинговые исследования.
2. ОКР.
3. Материально-техническое снабжение.
4. Подготовка производства.
5. Производство.
6. Контроль, испытания.
7. Упаковка и хранение.
8. Реализация и распределение.
9. Монтаж и эксплуатация.
10. Техпомощь и обслуживание.
11. Утилизация.
Обобщенная схема развития ЖЦ продукции и распределения де-
нежных средств на всех этапах представлена на рис. 1.
Формирование рационального состава продуктового портфеля
фирмы, порядок и темпы актуализации продуктов в портфеле созда-
ют потенциальную возможность долгосрочного успешного развития