Государственно-патриотическое сознание российских граждан как проблема политической социализации - page 5

5
В.С. Магун полагает, что причиной такого рода динамики изменчи-
вости жизненных притязаний большинства российских граждан высту-
пает «снятие барьеров на пути движения информации…открылось…
новое — западное — пространство с более высокими стандартами уров-
ня жизни» [8, с. 36, 38]. Согласимся: «деньги в Советском Союзе можно
было заработать главным образом «на Севере» или «на Востоке», то есть
напряженно работая в неблагоприятных природных условиях…Сегодня
же мечты о благосостоянии связываются в сознании молодежи прежде
всего с Западом, который ассоциируется… с достойными условиями
труда для квалифицированных специалистов» [8, с. 44, 45].
Л.С. Яковлев пишет: «понимание собственности в целом оказы-
вается… идеологизированным, слабо соотнесенным с повседневным
бытием своего «Я» [19, с. 242]. Один из источников советской эпохи
наглядно демонстрирует иной, присущий своему времени, характер
идеологизации. «При капитализме… вещи приобретают престижные
свойства… При социализме предметно-вещное окружение служит
лишь условием, обеспечивающим деятельность человека, что опреде-
ляется нравственно-психологическими качествами советских людей,
уровнем их духовного богатства, широтой интересов…» [16, с. 99].
В Советскую эпоху на уровне общественного сознания укоренялся «те-
зис об особом советском человеке, кардинально отличающемся от всех,
населявших землю ранее… комплекс присущих советскому человеку
нравственных и социально-психологических характеристик был закре-
плен в т. н. «Моральном кодексе строителя коммунизма» [5, c. 278].
Б.А. Ручкин подчеркивает: «социологические исследования по-
следних лет констатируют, что в трудовой мотивации приоритет от-
дается не содержательному труду, а труду, направленному на по-
лучение материальной выгоды. «Большая зарплата» — этот мотив
оказался решающим при выборе места работы… для 59,9% из числа
17-летних, 65,3% — из числа 24-летних и 64,4% — 31-летних. Соглас-
но мониторинговому опросу, проводившемуся НИЦ при ИМ в 1996 г.,
56,8% отметили, что главным для них в жизни ныне являются деньги»
[11, с. 93]. Согласимся с выводом многих исследователей о том, что
в современную эпоху наблюдается тенденция к постепенному разру-
шению традиционной ориентации — на достижение «материального
благосостояния» в обмен на «потребительский успех».
В качестве следствия, «мотив «больших зарплат» во многом опре-
деляет социально-профессиональные ориентиры молодых людей».
Распределение мест разнообразных видов социально-профессиональ-
ного труда по степени его социального статуса и престижности в лице
молодых респондентов выглядело, по данным опроса НИЦ при ИМ
Государственно-патриотическое сознание российских граждан
1,2,3,4 6,7,8,9
Powered by FlippingBook