4
респондентов; она диктуется «положением денег как всеобщего эк-
вивалента и развлечений как выраженно социализированной пове-
денческой практики» [19, с. 208]. В частности, по результатам соци-
ологических исследований 1996 года среди российского студенчества
преобладали: «стремление к высокому доходу» (81%), а также мнения,
«что не следует упускать развлечений и удовольствий» (75%), «или
отказываться от радостей жизни и веселого времяпрепровождения»
(76%) [13, с. 108].
В ходе социологических исследований московских школьни-
ков в 2008 году выявилось: под «нормальной» работой респонденты
«подразумевают «
престижную, интересную и высоко оплачиваемую
»
должность» [7, с. 71]. При этом, как подчеркивает В.Е. Семенов, в от-
ношении значимости труда в советское время, в 1960-е — первой по-
ловине 1970-х годов, «ценность интересной работы у молодежи была
на первом месте… теперь она на четвертом месте». Этим изменениям
в системе ценностных ориентаций молодых людей автор дает вполне
справедливое обоснование, которое затрагивает вопросы идеологии
и идеологизации. «В средствах массовой информации исчез образ
честного труженика, передовика производства, вообще всякого тру-
дящегося человека. Быть рабочим, техником, инженером стало не-
престижно. Произошла замена «героев труда» идолами потребления»
[12, с. 37–38].
В последние два десятилетия в российском обществе небезуспешно
внедряются принципы «циничного практицизма, эгоцентризма и эго-
изма… — вкусно поесть, сладко попить, хорошо одеться, достичь
богатства. Таким образом, массово готовятся примитивные члены по-
требительского общества. Для этой цели разрабатываются… пропаган-
дистские кампании, схемы, клише…» [см.: 17, с. 81–82]. Более того,
отмечается даже то, что сегодня под стабильностью в стране «люди
чаще всего подразумевают высокую, стабильную заработную плату»
[9, с. 166]. Если обратиться к детской литературе, то увидим, что
сегодня преданы забвению многие образы. Это — героический об-
раз Мальчиша-Кибальчиша, книга для детей дошкольного возраста
[см.: 4]; славный образ солдата, книга для детей дошкольного возрас-
та [см.: 1], и многие другие.
В сфере
имущественных
притязаний россиян также прослеживает-
ся отчетливая динамика. К началу 1990-х годов «сильно уменьшилась
доля тех, кто вообще не планировал иметь участок и загородный дом;
уменьшилась также популярность «небольшого деревянного дома»
и резко возросла частота выбора наиболее качественных домов —
«большого деревянного» и «капитального кирпичного» [8, с. 36].
И.А. Щеглов