3
Государственно-патриотическое сознание российских граждан
восприятие которой стимулировало бы сохранение и развитие государ-
ственно-патриотического сознания» [2, с. 19].
Отсюда как следствие, — снижение интереса к военной службе
и военной профессии среди молодых российских граждан. Но не толь-
ко. А именно, в рамках профессиональной социализации — наблюда-
ется снижение статуса профессионально-нравственных мотивов и цен-
ностей; в рамках гражданской социализации — невысокие показатели
среди российских граждан чувства гражданственности, патриотично-
сти, гражданской ответственности.
При всем отличии понятий «идеология» и «идеологизация», нель-
зя не признать их взаимосвязь. В силу этого рассмотрим на основе
совокупности социологических данных, каков характер идеологиза-
ции, доминирующий в современном российском обществе. Ограни-
чимся рассмотрением характера идеологизации российских граждан
на примере восприятия ими категории свободы, а также на уровне со-
циально-профессиональной мотивации.
Социологическими исследованиями фиксируется, — восприятие
свободы российскими гражданами обусловливается прагматической
ценностью, как правило, в потребительском контексте.
По результатам социологических исследований (взрослое население
юга Западной Сибири), М.А. Шабанова отмечает, что «необходимым
элементом свободы… в большинстве случаев выступает независимость
материальная
» [18, с. 94]. Очевидно, восприятие категории свободы
в потребительском контексте, то есть как способа ее потребления в част-
ных целях, выступает своеобразной формой «символического удовлет-
ворения» от «демократии», и результатом смены адресности в системе
жизненных установок людей в пользу структур повседневности.
Особенности каждого последующего поколения определяются не
только сугубо возрастными, социально-психологическими, или соци-
окультурными особенностями, но и характерной для эпохи, а значит,
для общества в целом, ориентированностью людей в пространстве
жизненного мира. Осуществляя сопоставление социологических ис-
следований 1990–1992 годов с 1985 годом, В.С. Магун формулирует
следующий вывод. «Притязания нового поколения юношей и деву-
шек резко повысились — произошла «революция возросших притя-
заний»; заметно изменилось и содержание жизненных стратегий».
При этом автор констатирует, что «рост притязаний, наиболее ярко
проявившийся у молодежи, затронул и представителей других поко-
лений» [8, с. 31, 38].
Социологические исследования показывают характерную для
1990-х годов идеологизацию систем жизненных смыслов российских