2
И.А. Щеглов
с последующим рассмотрением, например, политической социализа-
ции учительства, инженеров и т. д.
Военнослужащим, которые выступают как представители опре-
деленной социально-профессиональной общности, присущи отли-
чительные социально-психологические мотивы и установки, статус-
но-ролевые характеристики, социально и профессионально стилевые
особенности, что в известной мере сказывается на характере их поли-
тической социализации.
С другой стороны, политическая социализация — сфера обще-
ственной жизни, распространяющая свое влияние на сферу массового,
политического, обыденного сознания. Поэтому здесь нельзя рассма-
тривать индивидуальное сознание в отрыве от массового сознания,
индивидуальное политическое поведение вне связи с той ситуацией,
в которой оказывается человек, а также господствующим в данном
обществе социально-психологическим климатом, исторически сло-
жившимися культурными особенностями граждан. Когда речь идет
о политической социализации личности, надо понимать личность
как в большей степени обобществленную категорию, включающую
в себя гражданина государства, представителя социально-культур-
ной общности в целом. Поэтому под категорией политической со-
циализации личности будем понимать, в том числе, и личность
военнослужащего.
Как указывается отечественными исследователями, в системе мо-
тивации военнослужащих российской армии профессиональные моти-
вы уступают материально-экономическим и политическим.
Считается, что именно СМИ как институт политической социали-
зации определяет политические ориентации, убеждения, взгляды воен-
нослужащих, характер их политической социализации в целом. Такая
позиция слишком узко ориентирована, и в некотором смысле не пер-
спективна, поскольку она не учитывает, или слабо учитывает целый
ряд показателей, которые придают процессу политической социализа-
ции определенную направленность.
Нередко в научной литературе высказываются мнения об отсут-
ствии в нашей стране национально-государственной идеологии, и уве-
личивающемся процессе деидеологизации российских граждан. По-
добной позиции, конечно, можно возразить. Идеология есть, если есть
государство, так как идеология является одним из важнейших призна-
ков государственности. Другой вопрос, — какая идеология существу-
ет, и какая должна быть в государстве.
Согласимся с мнением, что в современном российском обще-
стве «пока отсутствует национально-государственная идеология,