Экономика и технологии плавучих атомных электростанций…
Гуманитарный вестник
# 10·2017 3
мером морской космической деятельности служат также коммерче-
ские программы РКК «Энергия», Конструкторского бюро транс-
портного машиностроения и КБ «Южное» им. М.К. Янгеля, осу-
ществляемые совместно с американскими компаниями See launch и
Lockheed Martin
[1].
Отечественные отрасли добычи ископаемых природных ресурсов —
нефти, газа и других — также перемещаются в акватории водных про-
странств. Непременным условием делового процесса этих отраслей
служат энергетические плавучие платформы, использующие ресурсы-
энергоносители, приемлемые в различных климатических регионах.
Например, российский арктический регион располагает высоким
потенциалом добывающей и перерабатывающей металлургической и
других отраслей промышленности. Ископаемые ресурсы углеводоро-
дов на российской материковой части, а также в акватории арктиче-
ского водного пространства, еще в начале XXI в. оценивались при-
мерно в 250 млрд т условного топлива. По расчетам отечественных
ученых, даже при существующих темпах и объемах их годовой добычи,
а также с учетом снижающихся мировых цен, деятельность добываю-
щих предприятий теоретически может продолжаться около 100 лет [2].
Российские компании, например «Газпром нефть шельф», осу-
ществляют непрерывный, круглогодичный технологический процесс
добычи полезных ископаемых. Обустройство плавучих платформ тре-
бует существенных расходов на их энергетическое обслуживание, вли-
яющих на себестоимость и конкурентоспособность конечной продук-
ции. Добыча ископаемых в морских акваториях — особо сложный и
энергоемкий процесс, соответственно задача плавучей электроэнерге-
тики — обеспечить снижение себестоимости добытых ресурсов.
С материковых территорий в водные пространства перемещаются
разнообразные высокотехнологичные и энергоемкие производства. Они
сформировали новые сегменты высококонкурентного рынка морской
отрасли. Дорожная карта морских рынков — MariNet — одобрена Пре-
зидиумом Совета при Президенте Российской Федерации по модерни-
зации экономики и инновационному развитию России. «Дорожная кар-
та является документом целеполагания, выступающим основой для раз-
работки проектов Национальной технологической инициативы.
Реализация дорожной карты осуществляется в форме таких проектов,
прошедших отбор в установленном порядке. Содержащиеся в дорожной
карте сведения (сроки, значимые контрольные результаты, оценки рын-
ка и другие параметры) носят индикативный характер, не могут рас-
сматриваться как описание непосредственно выполняемых мероприя-
тий, не являются основанием для направления средств государствен-
ной поддержки в любой форме и будут пересматриваться в ходе
реализации дорожной карты» [3].