Экономика и технологии плавучих атомных электростанций…
Гуманитарный вестник
# 10·2017 9
Примечание.
Для создания и использования плавучей атомной АЭС MH-A1
Sturgis был использован военный транспорт Charles H. Cugle с установленным во-
до-водяным реактором мощностью 10 МВт. В целях безопасности самостоятельное
передвижение судна не осуществлялось, поэтому оно имело вид буксируемой
баржи. В современных комментариях отмечается, что первоначальное размещение
плавучей АЭС было осуществлено на базе инженерных войск США в районе Форт-
Белвуара, штат Вирджиния, где примерно 7 лет изучалась и определялась ее эф-
фективность как источника генерации электроэнергии. В дальнейшем MH-A1
Sturgis была перебазирована к Панамскому каналу, где использовалась для обслу-
живания военных действий США во время Вьетнамской войны. В 1976 г. было
принято решение о выводе этой плавучей электростанции из эксплуатации для ее
консервации в связи с полученными повреждениями во время возвращения к базе
Форт-Белвуар. Особенности жизненного цикла, закрытый характер использования
этого объекта военного назначения, а также специфика его повреждений или
ремонта практически неизвестны. В 2014 г. инженерные войска США приняли ре-
шение об утилизации реакторной установки плавучей АЭС MH-A1 Sturgis.
Краткая история создания и технико-технологические харак-
теристики отечественной ПАТЭС.
Отечественный ПАТЭС «Ака-
демик Ломоносов» — воплощение суммарно накопленной наукоем-
кой деятельности нескольких инженерно-технических отраслей.
Проектировщик плавучего энергоблока — ОАО ЦКБ «Айсберг».
Генеральный проектировщик — ЗАО «Атомэнерго». Поставка реак-
торных установок была успешно выполнена АО «ОКБМ Африкан-
тов». Изготовление судна соответствующего назначения осуществля-
лось около 8 лет, в том числе с 2013 г. — на верфи Балтийского заво-
да, где были задействованы около 700 специалистов и исполнителей
разработки. Работы осуществлялись также при участии ОАО «Малая
энергетика». Турбины изготовлены на Калужском турбинном заводе.
Особая и многофункциональная роль отведена ОАО «Концерн «Рос-
энергоатом», входящему в состав госкорпорации «Росатом», как
единственному в стране российскому оператору, эксплуатирующему
в настоящее время 10 отечественных АЭС с 36 атомными реактора-
ми. Применен также накопленный опыт отечественной промышлен-
ности морского судостроения; учтена мировая и отечественная прак-
тика использования атомных ледоколов и других видов судоходства.
Приняты во внимание доказанный потенциал и возможность без-
опасной эксплуатации плавучих объектов с установленными ядер-
ными реакторами, их физическая защита в акватории морей в любых
климатических условиях.
Согласно концепции «Росатома» 2007 г., ПАТЭС изначально
предназначалась для решения текущих и перспективных задач энер-
гообеспечения российского арктического побережья Чукотки с уче-
том особо сложной климатической специфики этого региона.
По внешним технико-технологическим параметрам
ПАТЭС
«Академик Ломоносов» имеет вид гладкопалубного несамоходного