Previous Page  9 / 18 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 18 Next Page
Page Background

Экономика и технологии плавучих атомных электростанций…

Гуманитарный вестник

# 10·2017 9

Примечание.

Для создания и использования плавучей атомной АЭС MH-A1

Sturgis был использован военный транспорт Charles H. Cugle с установленным во-

до-водяным реактором мощностью 10 МВт. В целях безопасности самостоятельное

передвижение судна не осуществлялось, поэтому оно имело вид буксируемой

баржи. В современных комментариях отмечается, что первоначальное размещение

плавучей АЭС было осуществлено на базе инженерных войск США в районе Форт-

Белвуара, штат Вирджиния, где примерно 7 лет изучалась и определялась ее эф-

фективность как источника генерации электроэнергии. В дальнейшем MH-A1

Sturgis была перебазирована к Панамскому каналу, где использовалась для обслу-

живания военных действий США во время Вьетнамской войны. В 1976 г. было

принято решение о выводе этой плавучей электростанции из эксплуатации для ее

консервации в связи с полученными повреждениями во время возвращения к базе

Форт-Белвуар. Особенности жизненного цикла, закрытый характер использования

этого объекта военного назначения, а также специфика его повреждений или

ремонта практически неизвестны. В 2014 г. инженерные войска США приняли ре-

шение об утилизации реакторной установки плавучей АЭС MH-A1 Sturgis.

Краткая история создания и технико-технологические харак-

теристики отечественной ПАТЭС.

Отечественный ПАТЭС «Ака-

демик Ломоносов» — воплощение суммарно накопленной наукоем-

кой деятельности нескольких инженерно-технических отраслей.

Проектировщик плавучего энергоблока — ОАО ЦКБ «Айсберг».

Генеральный проектировщик — ЗАО «Атомэнерго». Поставка реак-

торных установок была успешно выполнена АО «ОКБМ Африкан-

тов». Изготовление судна соответствующего назначения осуществля-

лось около 8 лет, в том числе с 2013 г. — на верфи Балтийского заво-

да, где были задействованы около 700 специалистов и исполнителей

разработки. Работы осуществлялись также при участии ОАО «Малая

энергетика». Турбины изготовлены на Калужском турбинном заводе.

Особая и многофункциональная роль отведена ОАО «Концерн «Рос-

энергоатом», входящему в состав госкорпорации «Росатом», как

единственному в стране российскому оператору, эксплуатирующему

в настоящее время 10 отечественных АЭС с 36 атомными реактора-

ми. Применен также накопленный опыт отечественной промышлен-

ности морского судостроения; учтена мировая и отечественная прак-

тика использования атомных ледоколов и других видов судоходства.

Приняты во внимание доказанный потенциал и возможность без-

опасной эксплуатации плавучих объектов с установленными ядер-

ными реакторами, их физическая защита в акватории морей в любых

климатических условиях.

Согласно концепции «Росатома» 2007 г., ПАТЭС изначально

предназначалась для решения текущих и перспективных задач энер-

гообеспечения российского арктического побережья Чукотки с уче-

том особо сложной климатической специфики этого региона.

По внешним технико-технологическим параметрам

ПАТЭС

«Академик Ломоносов» имеет вид гладкопалубного несамоходного