История Женского коммерческого училища…
Гуманитарный вестник
# 10·2017 3
До начала ХХ в. в руководящем составе предприятий были либо
талантливые люди, либо те, к которым это руководство переходило
по наследству. Коммерческими профессиональными знаниями при
этом обладали немногие руководители, и то они получали эти знания
в основном за границей. Общества распространения коммерческого
образования ставили перед собой задачу подготовить нового специа-
листа, способного стать руководителем, инициатором и вдохновите-
лем предприятия.
После учреждения Мужского коммерческого училища в планах
Общества появилась идея создания Женского коммерческого учили-
ща (рис. 1). Для российского народа женское коммерческое образо-
вание являлось необычным явлением. На эту потребность повлиял
и тот факт, что все чаще и чаще на предприятиях использовали жен-
ский труд. Еще в XVIII в. предполагалось, что женское образование
должно быть закрытым и необходимо только дворянскому сословию,
эти идеи были заложены при создании Смольного института. Затем
возникают пансионы, где кроме дворянок обучались представитель-
ницы купеческих сословий и мещан. Меняется положение к середине
XIX в., когда остро встает вопрос женского образования, и приходит
осознание того, что с его развитием изменится не только образова-
тельная система, но и социально-экономическая, общественно-поли-
тическая и социокультурная. М.О.Р.К.О. ставило перед собой задачу,
несмотря на все еще патриархальный уклад российского общества,
сделать женский труд профессиональным. Наряду с мужчиной жен-
щина должна была развивать торгово-промышленную отрасль и эко-
номику в целом [3, с. 29].
Рис. 1.
Здание Женского коммерческого училища (1905 г.)