Гуманитарный вестник
# 10·2017 1
УДК 377.3(470)(091) DOI 10.18698/2306-8477-2017-10-474
История Женского коммерческого училища
при Московском обществе распространения
коммерческого образования
©
В.А. Марчукова
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова,
Москва, 117997, Россия
Проведен анализ женского коммерческого образования на рубеже XIX–XX вв. Рас-
смотрена деятельность Московского общества распространения коммерческого
образования, а также развитие частной благотворительности. Особое внимание
уделено созданию и функционированию Женского коммерческого училища, систе-
матизированы основные этапы его возникновения и развития, приведены сведения
о создании домового храма при нем. Проанализированы учебные планы, а также
нормативные документы, способствующие развитию женского коммерческого
образования в начале ХХ в. Статья представляет интерес для читателей, зани-
мающихся историей образования в России.
Ключевые слова:
коммерческое образование, история российского образования,
женское коммерческое образование, женское коммерческое училище, история рос-
сийского меценатства
В начале ХХ века российская экономика начала развиваться уско-
ренными темпами. После проведения в стране ряда важных экономи-
ческих реформ и завершения промышленного переворота (конец
XIX в.) окончательно сложилась система российского капитализма. На
предприятиях появляется новое оборудование, на котором должен ра-
ботать специалист высокого уровня. В этот период возникает потреб-
ность общества в квалифицированных работниках коммерческой
направленности. Вследствие бурного развития производства возникла
необходимость в специалистах всех уровней, обладающих техниче-
скими, проектировочными, инженерными и экономическими знания-
ми. Однако существовавшие в то время коммерческие учебные заве-
дения не удовлетворяли требованиям времени.
В конце XIX — начале XX в. возникает идея создания коммерче-
ских учебных заведений нового формата. Целью работы является вы-
явление специфики формирования женского коммерческого образо-
вания в Москве в начале XX в. Для достижения поставленной цели
необходимо решить следующие задачи: проанализировать подход
государственной власти к формированию новой системы коммерче-
ского образования, выявить специфику работы Московского обще-
ства распространения коммерческого образования, определить при-
чины создания Женского коммерческого училища и рассмотреть
историю его возникновения.