В.А. Марчукова
2
Гуманитарный вестник
# 10·2017
В конце XIX в. изменяется подход к коммерческому образова-
нию. 15 апреля 1896 г. издано Положение о коммерческих учебных
заведениях [1]. Согласно этому Положению, сословные общества,
товарищества и частные лица получили право открывать:
•
утренние и вечерние торговые классы, цель которых — сооб-
щить коммерческие знания, необходимые в торговых делах, лицам
всех возрастов, не моложе 12 лет, преимущественно состоящим на
службе в торгово-промышленных учреждениях;
•
торговые школы для подготовки учащихся к службе в торгово-
промышленных учреждениях;
•
коммерческие училища — семиклассные (общее и коммерче-
ское образование) и трехклассные (только коммерческое образование);
•
курсы коммерческих знаний — мужские и женские, для обу-
чения по одному или нескольким предметам коммерческой специ-
альности.
Данное Положение дало законодательную основу всем коммерче-
ским учебным заведениям, а также стало основанием для развития ком-
мерческого образования в России. Большую роль в становлении ком-
мерческого образования сыграла Москва. После Высочайшего
утверждения Положения о коммерческих учебных заведениях, в 1897 г.,
в Москве было открыто Московское общество распространения ком-
мерческого образования (М.О.Р.К.О.), которое возглавил Алексей Се-
менович Вишняков (1859–1919), он же был председателем Попечитель-
ского совета М.О.Р.К.О. Это общество было организовано по частной
инициативе, его членами являлись крупные представители купеческих и
предпринимательских кругов.
Цель М.О.Р.К.О. — распространение коммерческих знаний, ко-
торые сочетают в себе теоретические и практические аспекты ком-
мерческих наук. Это привело к утверждению практического направ-
ления в коммерческих учебных заведениях. Для разработки учебной
программы были привлечены профессора и преподаватели различ-
ных учебных заведений Москвы, а также люди, которые непосред-
ственно связаны с торгово-промышленной деятельностью, что обес-
печивало практическую основу коммерческих знаний.
В 1898 г. М.О.Р.К.О. открыло торговые классы со сроком обуче-
ния от 6 до 12 месяцев, затем в 1901 г. — Мужское коммерческое
училище. Торговые классы посещали люди, уже служащие в торгово-
промышленной отрасли, а в коммерческих училищах подготавливали
специалистов в области коммерции с малолетства, при этом в обра-
зовательную программу внедрялись некоторые дисциплины, связан-
ные с практической деятельностью в торгово-промышленной отрасли
[2, с. 3].