Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

В.А. Марчукова

2

Гуманитарный вестник

# 10·2017

В конце XIX в. изменяется подход к коммерческому образова-

нию. 15 апреля 1896 г. издано Положение о коммерческих учебных

заведениях [1]. Согласно этому Положению, сословные общества,

товарищества и частные лица получили право открывать:

утренние и вечерние торговые классы, цель которых — сооб-

щить коммерческие знания, необходимые в торговых делах, лицам

всех возрастов, не моложе 12 лет, преимущественно состоящим на

службе в торгово-промышленных учреждениях;

торговые школы для подготовки учащихся к службе в торгово-

промышленных учреждениях;

коммерческие училища — семиклассные (общее и коммерче-

ское образование) и трехклассные (только коммерческое образование);

курсы коммерческих знаний — мужские и женские, для обу-

чения по одному или нескольким предметам коммерческой специ-

альности.

Данное Положение дало законодательную основу всем коммерче-

ским учебным заведениям, а также стало основанием для развития ком-

мерческого образования в России. Большую роль в становлении ком-

мерческого образования сыграла Москва. После Высочайшего

утверждения Положения о коммерческих учебных заведениях, в 1897 г.,

в Москве было открыто Московское общество распространения ком-

мерческого образования (М.О.Р.К.О.), которое возглавил Алексей Се-

менович Вишняков (1859–1919), он же был председателем Попечитель-

ского совета М.О.Р.К.О. Это общество было организовано по частной

инициативе, его членами являлись крупные представители купеческих и

предпринимательских кругов.

Цель М.О.Р.К.О. — распространение коммерческих знаний, ко-

торые сочетают в себе теоретические и практические аспекты ком-

мерческих наук. Это привело к утверждению практического направ-

ления в коммерческих учебных заведениях. Для разработки учебной

программы были привлечены профессора и преподаватели различ-

ных учебных заведений Москвы, а также люди, которые непосред-

ственно связаны с торгово-промышленной деятельностью, что обес-

печивало практическую основу коммерческих знаний.

В 1898 г. М.О.Р.К.О. открыло торговые классы со сроком обуче-

ния от 6 до 12 месяцев, затем в 1901 г. — Мужское коммерческое

училище. Торговые классы посещали люди, уже служащие в торгово-

промышленной отрасли, а в коммерческих училищах подготавливали

специалистов в области коммерции с малолетства, при этом в обра-

зовательную программу внедрялись некоторые дисциплины, связан-

ные с практической деятельностью в торгово-промышленной отрасли

[2, с. 3].