Организационно-методическое обеспечение обучения иностранцев…
Гуманитарный вестник
# 6·2017 3
Для естественно-научных направлений обязательными дисципли-
нами являются математика, физика, химия, для программ инженерно-
технической и технологической направленности — математика, физика
и информатика, для обучения по программам экономической направ-
ленности целесообразна дополнительная подготовка не только по мате-
матике, но и по обществознанию и истории.
На основании рекомендаций профилирующих кафедр в дополне-
ние к обязательным дисциплинам в программы обучения всех слуша-
телей включено изучение AutoCAD или SolidWorks, в программы
экономической направленности — физика.
Для слушателей ПОД ФМОП, планирующих поступать в бака-
лавриат или специалитет, курсы математики, физики и химии созда-
вали исходя из требований российской средней школы. Для будущих
магистров дополнительно разработан курс «Введение в специаль-
ность», чтобы они имели возможность ближе ознакомиться с кафед-
рами, где предстоит учиться, и убедиться в правильности сделанного
выбора. Все курсы математики и физики созданы исходя из требова-
ний высшей школы в России.
Логика построения программ и их реализация.
При создании
учебных программ ставилась задача максимально приблизить их со-
держание к реальным потребностям учащихся и при этом упорядо-
чить процесс формирование групп. В качестве основных факторов
рассматривались:
•
направленность обучения на ПОД с учетом планируемого про-
должения обучения в вузе (естественно-научная, инженерно-техни-
ческая и технологическая, экономическая);
•
уровень ОПОП последующего обучения (бакалавриат или спе-
циалитет, магистратура, аспирантура);
•
начальный уровень владения РКИ слушателем.
По начальному уровню владения РКИ программы были класси-
фицированы следующим образом [14]: нулевой уровень, элементар-
ный и базовый.
Для иностранных граждан, планирующих поступать в магистра-
туру или аспирантуру и имеющих нулевой уровень владения РКИ,
созданы специальные программы длительностью более года. В такие
курсы помимо РКИ в индивидуальном порядке включают дополни-
тельно общеинженерные или специальные дисциплины бакалавриа-
та, знание которых требуется для успешного дальнейшего обучения,
в тех случаях, когда они не были освоены на необходимом уровне в
странах, где было получено предыдущее образование.
Для того чтобы подбирать программы обучения в соответствии с
уровнем владения РКИ, на кафедре русского языка разработан фонд
оценочных средств, используемый при проведении тестирования и
последующей аттестации слушателей.