Медиаарт и исторические инженерно-технические объекты культурного наследия
Гуманитарный вестник
# 5·2017 3
ученые и историки многих стран мира ищут ответ в использовании
инновационных технологий, современных средств оцифровки доку-
ментов и компьютерного моделирования, включая голографию и 3D-
макетирование
[3, 4]. Решение, казалось бы, локальной задачи, связан-
ной с созданием компьютерной модели и физического прототипа
объекта, зачастую вырастает в целый комплекс работ.
Интересный результат был получен на кафедре «Промышленный
дизайн» МГТУ им. Н.Э. Баумана [5] при соединении образовательных,
компьютерных, коммуникационных, информационных технологий,
а также медиаарта при изучении исторических инженерно-технических
объектов культурного наследия Республики Кубы. Важным фактом
является то, что многие старинные инженерные объекты находятся
в Старой Гаване — историческом центре столицы Республики Кубы,
объявленном в 1979 г. Национальным памятником Кубы, включенным
ЮНЕСКО 14 декабря 1982 г. в список объектов Всемирного наследия
[6, 7]. Неслучайно к пятисотлетию Гаваны, которое кубинцы будут
праздновать в 2019 г., по распоряжению кубинского лидера Рауля
Кастро, с 2014 г. начались масштабные реставрационные работы в
Старой Гаване, направленные, в числе прочего, на восстановление
архитектурных памятников и старинных инженерных объектов.
Знаменитый в Республике Кубе морской маяк крепости Эль-Морро
с его сложнейшим оптическим инженерно-техническим устройством
передачи светового сигнала является сегодня одним из самых
известных исторических символов кубинской столицы. История Старой
Гаваны хранит многочисленные легенды, связанные с возведением
маяка. Так, в 1589 г. у входа в главную гавань города началось
строительство крепости Трес Рейес де Эль-Морро, спроектированной и
сооруженной в конце XVI в. при содействии итальянских военных
инженеров Хуана Баутисты Антонелли и Кристобаля де Рода. До этого
сигналы кораблям подавали с самого высокого холма Гаваны —
вершины Ла Вихия, разжигая там костер. В 1640 г., по завершении
строительства крепости Эль-Морро, была возведена башня высотой 8 м,
с которой наблюдатели следили за перемещением судов и сообщали о
каждом увиденном парусе ударами в колокол. Во время нападения
англичан на Гавану эта башня была разрушена. Затем на месте
утраченной башни был построен морской маяк, источником света на
котором также были горящие дрова. И только в 1820 г. световой сигнал
стали подавать путем сжигания масла. С моря его можно было видеть
на расстоянии 13 морских миль (24 км). Однако со временем встал
вопрос о модернизации маяка, так как прежний обветшал и не выполнял
свои функции.
Старая башня была снесена 19 августа 1844 г., и началось
сооружение новой, которая была торжественно открыта 8 декабря того
же года. Возвышающийся над крепостной стеной 25-метровый маяк и