О.А. Ильина
8
вершенного и несовершенного вида должны выучиваться одновре-
менно с введением нового глагола. А образование пассивного залога
глагола требует не только прибавления постфикса -
ся
, но и влечет за
собой синтаксическую трансформацию конструкции с меной субъ-
ектно-объектных ролей, т. е. трансформация активного залога в пас-
сивный требует определенных грамматических навыков у учащегося,
которые, несомненно, развиваются вне связи с профессиональной
сферой коммуникации. Однако этот принцип нарушается, если гла-
голы не употребляются без -
ся
или форма с -
ся
более употребительна
или уместна в научной речи, чем ее активнозалоговая пара. Так,
в минимум включены такие глагольные лексемы, как
колебаться
,
находиться
,
сказываться
,
суммироваться
,
сопровождаться
и др.
Не включены в минимум причастные и деепричастные формы глаго-
лов, за исключением случаев, когда эти формы носят терминологиче-
ский характер. Так, в минимум отдельно вошли причастия
ведущий
,
ведомый
,
крутящий
,
замкнутый
,
разомкнутый
,
приведенный
и др.
Говоря о глагольном минимуме, нельзя не обратить внимание на
список высокочастотных глаголов. Рассмотрим список глаголов,
имеющих самый высокий показатель по количеству словоупотребле-
ний:
являться
,
следовать
,
позволять
,
определять
,
осуществлять
,
со-
стоять
,
представлять
,
рассматривать
,
использовать
,
зависеть
,
обеспечивать
,
получать
,
требовать
,
применять
,
происходить
,
да-
вать
,
приводить
,
показывать
,
находиться,
составлять
,
относить-
ся
,
содержать
,
производить
,
находить
,
включать
,
существовать
,
замечать
,
заключаться
,
называться
,
возникать
,
учитывать
,
выпол-
нять
,
применять
,
поступать
,
достигать
,
перемещать
,
считать
,
за-
писывать
,
обладать.
Очевидно, что все глагольные лексемы (кроме,
может быть, слов
поступать
,
перемещать
и
приводить
— последнее
в контексте
приводить в движение
), возглавляющие рейтинг частот-
ности, принадлежат к общенаучной области. Можно предположить,
что, даже принимая во внимание погрешности исследования, опи-
санные выше, в отличие от субстантивной глагольная составляющая
языкового материала разных областей технических наук в целом
остается неизменной.
Если при фиксации глагольных и субстантивных лексем проис-
ходила опора на принцип частотности, то при выделении прилага-
тельных и наречий часто применялся принцип в словообразователь-
ной востребованности. Если в словообразовательном гнезде частот-
ным оказывалось производное слово, а не ядерное, то в минимум
вносилось именно оно. Так, в минимум вошли прилагательные
абсо-
лютный
,
автономный
,
геометрический
,
конечный
,
полезный
,
соот-
ветственно
,
условно
,
практически
. Не включены в список образо-
ванные от прилагательных или причастий существительные (слово-