Лексический минимум по языку специальности "Робототехника" как основа формирования лингвокоммуникативной компетенции иностранных магистрантов - page 3

Лексический минимум по языку специальности «Робототехника»
3
Понятие «лексический минимум» до конца не разработано мето-
дической наукой. Из смыслового анализа слов, входящих в данное
терминологическое сочетание, следует, что речь идет о каталоге лек-
сем, специально отобранных для решения той или иной прикладной
методической задачи. Следует разграничивать такие понятия, как
«лексический минимум общего владения» и «лексический минимум
профессионального общения», а также «лексический минимум про-
фессионального общения» и «терминологический минимум».
Сопоставим сначала понятия «лексический минимум общего
владения» и «лексический минимум профессионального общения»
(табл. 1). Первый адресован всем изучающим русский язык и катало-
гизирует лексические единицы, востребованные в практике повсе-
дневного общения, второй предназначен для студентов, получающих
профессиональное образование, и должен описывать лексику, необ-
ходимую для овладения языком специальности. Как следствие, оба
минимума решают разные задачи: если минимум общего владения
перечисляет лексические единицы, необходимые для участия в еже-
дневной коммуникации на изучаемом языке, то минимум профессио-
нального общения ограничивает отбор лексики сферой научного дис-
курса. С методической точки зрения минимум профессионального
общения вторичен по отношению к минимуму общего владения: до
перехода к изучению языка специальности иностранный учащийся
должен освоить русский язык в пределах элементарного (иногда ба-
зового) уровня, а следовательно, усвоить лексические минимумы
этих уровней, и без выполнения этого условия изучение языка спе-
циальности невозможно.
Таблица 1
Дифференциация понятий
«лексический минимум общего владения»
и «лексический минимум профессионального общения»
Критерии
сравнения
Лексический минимум
общего владения
Лексический минимум про-
фессионального общения
Анализируемый
дискурс
Повседневное общение,
публицистика
Профессиональная специ-
ализация в научной сфере
общения
Адресат
Любой человек,
изучающий РКИ
Специалист в определен-
ной профессиональной
сфере
Стартовый уровень
владения РКИ
Нулевой
Элементарный, базовый
1,2 4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,...17
Powered by FlippingBook