М.Г. Дубровин
8
Гуманитарный вестник
# 10·2016
указано количество денежных средств, необходимое для закупки 6- и
24-дюймовых гаубиц (с материальной частью), а также отмечено,
сколько требуется денег для изготовления переносных железных до-
рог определенной протяженности. Но в том же параграфе за 1911 г.
описание расходов на приобретение пушек или строительство желез-
ных дорог отсутствует. Из всей конкретной информации в параграфе
есть лишь сумма, относящаяся к заготовлению запасных частей для
пулеметов, при том что размеры ассигнований по данному параграфу
выросли за два года почти в 2 раза.
Также обращает на себя внимание статья «Дополнительное обо-
рудование батареи» [19, с. 94, 95]. В ней описаны расходы на прове-
дение строительных работ и на техническое оборудование батареи и
поля Главного артиллерийского полигона. При этом не уточняется,
на какие именно «строительные работы» и на какое именно «техни-
ческое оборудование» отпускались средства, а также в каком объеме
должны были проводиться работы. Возможно, что запрошенная сум-
ма (а она составляла 560 000 руб.) могла существенно превышать не-
обходимую или же, наоборот, была недостаточной для проведения
работ и закупки оборудования. К сожалению, статьи, в которых от-
сутствуют четкость и конкретика в описании предметов расхода, не
единичны и наблюдаются в сметах других главных управлений.
Итак, в сметах Военного министерства содержится большой объ-
ем информации, которая может быть использована при изучении во-
просов, связанных с преобразованиями в русской армии накануне
Первой мировой войны. При этом в сметах имеется неожиданное и
немаловажное свойство, которое затрудняет анализ материала: в них
много обобщений и мало конкретики, особенно когда речь идет об
изучении разделов, связанных с реорганизацией армии.
Можно предположить, что одной из причин такого состояния
смет стал человеческий фактор. Подобные недоработки при состав-
лении смет могли иметь место из-за недостаточной аккуратности
лиц, ответственных за их составление.
На первый взгляд, сметная документация должна предоставлять
исчерпывающую информацию о финансировании вооруженных сил.
Но из-за недостаточно определенной и ясной формы отчетности по
каждому предмету расхода, входящему в состав сметы, а также из-за
того, что в номенклатуре смет из года в год регулярно происходили
изменения, их структура теряет четкость и сопоставление находя-
щейся в них информации является затруднительным. Наглядным
примером может послужить цитата из сметы ГВТУ: «К отпуску на
оборонительные работы в крепостях»
[14, с. 87]
.
Таким коротким
предложением в сметах объяснялась необходимость в ежегодном ас-
сигновании денежных средств на проведение строительных работ в