А.С. Соколов
2
Гуманитарный вестник
# 6·2016
веру [2, с. 35]. Предполагались крещение Владислава в православную
веру, категорический запрет на распространение католичества, же-
нитьба Владислава на русской невесте, уход польских войск с терри-
торий Московского государства, освобождение всех русских плен-
ных. Московское государство должно было остаться независимым.
Король Сигизмунд III, ссылаясь на молодость сына, не отпустил его
в Москву. Сигизмунд III потребовал передать ему Смоленск. Таким
образом, предполагалось выйти из кризиса, перейти на европейский
путь развития, используя польские войска и поддержку, а также
польскую династию [3, с. 161].
Этот план встретил резкое сопротивление со стороны общества.
Хотя в Москве присягнули Владиславу как русскому царю, в других
городах не спешили делать то же самое. В стране поднимается
народное движение против интервентов. Города списываются друг
с другом, договариваются вместе бороться с захватчиками. Против
выступила Русская православная церковь в лице патриарха Гермоге-
на. Он категорически отказался присоединиться к решению Боярской
думы о передаче Смоленска Сигизмунду III. С декабря 1610 г. Гер-
моген начал рассылать грамоты по русским городам с призывом под-
няться против «литовских людей», а также освободил русских людей
от присяги королевичу Владиславу. Патриотические силы выступили
за то, чтобы Россия решала свои проблемы самостоятельно, без ино-
странного влияния. В Москве инициаторами патриотического дви-
жения были дворяне Василий Бутурлин, Федор Погожий и др. Они
позаботились о том, чтобы установить связь с рязанским воеводой и
думным дворянином П.П. Ляпуновым. По мнению Л.Н. Гумилева, он
принадлежал к элите правительственных войск [4, с. 225]. С.Ф. Пла-
тонов [5] подчеркивает, что рязанское дворянство привыкло играть
деятельную роль в московских делах и даже получило решающее
значение в перевороте, низложившем Шуйского. Избрание Влади-
слава Москвой совершилось не без сочувствия и участия рязанцев.
«Но рязанские вожаки только до тех пор дружили с Литвой и поля-
ками, пока не увидели признаков королевского двуличия. Когда воз-
никли сомнения в том, что королевич приедет в Москву, Прокопий
Ляпунов сделал запрос об этом московским боярам и стал показывать
неприязнь к полякам и московскому правительству» [5, с. 371].
Узнав о штурме Смоленска, Ляпунов бросил открытый вызов се-
мибоярщине. Обвинив короля в нарушении московского договора,
вождь рязанских дворян пригрозил боярам, что немедленно двинется
походом на Москву, чтобы освободить православную столицу от
«латинян». Вскоре Ляпунов прислал в столицу гонца и призвал всех
патриотов к борьбе с захватчиками. Семибоярщина обратилась к ко-
ролю с просьбой прислать в Москву новые отряды. Бояре направили
к Рязани воеводу И.Н. Сунбулова, который, соединившись с запо-