Previous Page  2 / 9 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 9 Next Page
Page Background

А.С. Соколов

2

Гуманитарный вестник

# 6·2016

веру [2, с. 35]. Предполагались крещение Владислава в православную

веру, категорический запрет на распространение католичества, же-

нитьба Владислава на русской невесте, уход польских войск с терри-

торий Московского государства, освобождение всех русских плен-

ных. Московское государство должно было остаться независимым.

Король Сигизмунд III, ссылаясь на молодость сына, не отпустил его

в Москву. Сигизмунд III потребовал передать ему Смоленск. Таким

образом, предполагалось выйти из кризиса, перейти на европейский

путь развития, используя польские войска и поддержку, а также

польскую династию [3, с. 161].

Этот план встретил резкое сопротивление со стороны общества.

Хотя в Москве присягнули Владиславу как русскому царю, в других

городах не спешили делать то же самое. В стране поднимается

народное движение против интервентов. Города списываются друг

с другом, договариваются вместе бороться с захватчиками. Против

выступила Русская православная церковь в лице патриарха Гермоге-

на. Он категорически отказался присоединиться к решению Боярской

думы о передаче Смоленска Сигизмунду III. С декабря 1610 г. Гер-

моген начал рассылать грамоты по русским городам с призывом под-

няться против «литовских людей», а также освободил русских людей

от присяги королевичу Владиславу. Патриотические силы выступили

за то, чтобы Россия решала свои проблемы самостоятельно, без ино-

странного влияния. В Москве инициаторами патриотического дви-

жения были дворяне Василий Бутурлин, Федор Погожий и др. Они

позаботились о том, чтобы установить связь с рязанским воеводой и

думным дворянином П.П. Ляпуновым. По мнению Л.Н. Гумилева, он

принадлежал к элите правительственных войск [4, с. 225]. С.Ф. Пла-

тонов [5] подчеркивает, что рязанское дворянство привыкло играть

деятельную роль в московских делах и даже получило решающее

значение в перевороте, низложившем Шуйского. Избрание Влади-

слава Москвой совершилось не без сочувствия и участия рязанцев.

«Но рязанские вожаки только до тех пор дружили с Литвой и поля-

ками, пока не увидели признаков королевского двуличия. Когда воз-

никли сомнения в том, что королевич приедет в Москву, Прокопий

Ляпунов сделал запрос об этом московским боярам и стал показывать

неприязнь к полякам и московскому правительству» [5, с. 371].

Узнав о штурме Смоленска, Ляпунов бросил открытый вызов се-

мибоярщине. Обвинив короля в нарушении московского договора,

вождь рязанских дворян пригрозил боярам, что немедленно двинется

походом на Москву, чтобы освободить православную столицу от

«латинян». Вскоре Ляпунов прислал в столицу гонца и призвал всех

патриотов к борьбе с захватчиками. Семибоярщина обратилась к ко-

ролю с просьбой прислать в Москву новые отряды. Бояре направили

к Рязани воеводу И.Н. Сунбулова, который, соединившись с запо-