Деятельность Советского государства по награждению мусульман
…
Гуманитарный вестник
# 4·2016 7
гром агрессора, то остальных мусульман награждали за боевые и
трудовые подвиги, а не за религиозную активность. Безусловно, од-
ной из основ самоотверженности простых мусульман была их вера.
С нашей точки зрения, последний момент очень важен, так как веро-
исповедание, в отличие от национальности, не отражалось в наград-
ных документах и тем самым не вносило в статистику награждений
соответствующую информацию. Поэтому сегодня невозможно точно
сказать, сколько буддистов, иудеев, мусульман и христиан было
награждено государственными наградами СССР за подвиги в годы
Великой Отечественной войны. Можно лишь говорить, сколько
представителей тех или иных народов, традиционно исповедующих
какую-либо религию, удостаивались этих наград.
Количество поощрений государством руководителей лидеров
РПЦ, а также более лояльное отношение к активности руководителей
и прихожан РПЦ, вызывало обеспокоенность у представителей
СДРК. Так, в феврале 1945 г. уполномоченный по Саратовской обла-
сти докладывал Председателю СДРК И.В. Полянскому, что ситуация
напоминает верующим положение, когда РПЦ пользовалась особыми
привилегиями до 1917 г. [26, л. 97–98].
Тем не менее в «Справке о положении религиозных культов в
СССР и их состоянии (кроме русской православной церкви)», подпи-
санной заместителем Председателя СДРК В.И. Гостевым в июне
1957 г., говорится: «В числе награжденных правительством Совет-
ского Союза орденами и медалями десятки и сотни тысяч граждан
являются верующими того или иного вероисповедания. Правитель-
ство высоко оценило патриотическую работу некоторых руководите-
лей религиозных центров в СССР и наградило их высокой награ-
дой — орденом Трудового Красного Знамени. Например, в 1955
г.
Президиум Верховного Совета СССР наградил орденом Трудового
Красного Знамени председателя Духовного управления мусульман
Средней Азии и Казахстана муфтия Ишана Бабахана ибн Абдулмад-
житхана, ныне умершего» [27, л. 141]. При этом В.И. Гостева ни-
сколько не смутило то, что между награждениями муфтия И. Бабаха-
на и патриарха Алексия I прошло 9 лет.
Несмотря на большую патриотическую работу, проделанную ру-
ководителями духовных управлений мусульман, непросто складыва-
лась ситуация с оказанием почестей религиозным лидерам в главный
праздник страны — День Победы. Так, в «Докладной записке
Г.Г. Карпова В.М. Молотову об участии иерархов Русской право-
славной церкви в параде Победы» от 20 июня 1945 г. предлагалось
дать возможность патриарху Алексию I, митрополиту Николаю, ар-
хиепископу Виталию, священникам Николаю Колчицкому и Алек-
сандру Смирнову присутствовать во время парада и демонстрации на