Table of Contents Table of Contents
Previous Page  6 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 6 / 13 Next Page
Page Background

В.А. Ахмадуллин

6

Гуманитарный вестник

# 4·2016

награждения руководителей САДУМ — в декабре 1946 г. и в апреле

1947 г. В качестве аргумента он назвал представления к награждению

представителей РПЦ. В итоге И.В. Полянский 7 мая 1947 г. дал свое

согласие на награждение медалями «За доблестный труд в Великой

Отечественной войне 1941–1945 гг.» «некоторых руководителей

САДУМ и достойных служителей культа» и попросил прислать

списки и характеристики на лиц, представляемых к награждению [17,

л. 47, 48; 20, л. 158, 212, 216]. За патриотический вклад в разгром за-

хватчиков были награждены и представители других духовных

управлений мусульман: Председателю Духовного управления му-

сульман Закавказья шейх-уль-исламу Али Заде Ахунд Молла Ага

Джазад оглы в 1947 г. была вручена медаль «За доблестный труд в

Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [21, л. 115 об., 119].

По мнению автора, позиция И.В. Полянского изменилась под

влиянием событий, развернувшихся вокруг награждения иерархов

РПЦ, курируемых начальником И.В. Полянского по службе в органах

государственной безопасности и одновременно Председателем

СДРПЦ Г.Г. Карповым, который после серии согласований оформил

наградные документы на руководство РПЦ. В итоге иерархи РПЦ

были отмечены правительственными наградами: патриарх Алексий I

получил медаль «За оборону Ленинграда», митрополит Николай —

медаль «За оборону Москвы». Патриарх Алексий I Указом Верховного

Совета СССР от 16 августа 1946 г. «за высокую организацию и руко-

водство патриотической работой в годы Великой Отечественной вой-

ны» был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью

«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».

В 1952, 1962, 1967 гг. он опять был удостоен этого ордена [22,

л. 193; 23].

Несколько иначе складывалась ситуация с награждением рядо-

вых верующих. Как отмечает президент Академии военных наук, ге-

нерал армии М.А. Гареев: «Мусульманские народы бывшего Совет-

ского Союза, как и народы, придерживающиеся других религий,

приняли активное участие в войне и внесли свою лепту в победу.

Среди получивших правительственные награды… десятки и сотни

тысяч представителей мусульманских народов» [24, с. 7]

.

В их числе

были и мусульманские священнослужители: муфтий Исмаил Ахме-

дов, имам-хатыб Казанской соборной мечети Абдулкабир Яруллин,

имам-хатыб Оренбургской соборной мечети Яхья Имаметдинов и др.

[25, с. 59].

Мы не можем полностью согласиться мнением профессора М.А. Га-

реева. Если лидеров уммы, как и других конфессий, награждали за

патриотическую деятельность, связанную с их религиозным служе-

нием, которое являлось их патриотическим трудовым вкладом в раз-