В.А. Ахмадуллин
6
Гуманитарный вестник
# 4·2016
награждения руководителей САДУМ — в декабре 1946 г. и в апреле
1947 г. В качестве аргумента он назвал представления к награждению
представителей РПЦ. В итоге И.В. Полянский 7 мая 1947 г. дал свое
согласие на награждение медалями «За доблестный труд в Великой
Отечественной войне 1941–1945 гг.» «некоторых руководителей
САДУМ и достойных служителей культа» и попросил прислать
списки и характеристики на лиц, представляемых к награждению [17,
л. 47, 48; 20, л. 158, 212, 216]. За патриотический вклад в разгром за-
хватчиков были награждены и представители других духовных
управлений мусульман: Председателю Духовного управления му-
сульман Закавказья шейх-уль-исламу Али Заде Ахунд Молла Ага
Джазад оглы в 1947 г. была вручена медаль «За доблестный труд в
Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» [21, л. 115 об., 119].
По мнению автора, позиция И.В. Полянского изменилась под
влиянием событий, развернувшихся вокруг награждения иерархов
РПЦ, курируемых начальником И.В. Полянского по службе в органах
государственной безопасности и одновременно Председателем
СДРПЦ Г.Г. Карповым, который после серии согласований оформил
наградные документы на руководство РПЦ. В итоге иерархи РПЦ
были отмечены правительственными наградами: патриарх Алексий I
получил медаль «За оборону Ленинграда», митрополит Николай —
медаль «За оборону Москвы». Патриарх Алексий I Указом Верховного
Совета СССР от 16 августа 1946 г. «за высокую организацию и руко-
водство патриотической работой в годы Великой Отечественной вой-
ны» был награжден орденом Трудового Красного Знамени и медалью
«За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.».
В 1952, 1962, 1967 гг. он опять был удостоен этого ордена [22,
л. 193; 23].
Несколько иначе складывалась ситуация с награждением рядо-
вых верующих. Как отмечает президент Академии военных наук, ге-
нерал армии М.А. Гареев: «Мусульманские народы бывшего Совет-
ского Союза, как и народы, придерживающиеся других религий,
приняли активное участие в войне и внесли свою лепту в победу.
Среди получивших правительственные награды… десятки и сотни
тысяч представителей мусульманских народов» [24, с. 7]
.
В их числе
были и мусульманские священнослужители: муфтий Исмаил Ахме-
дов, имам-хатыб Казанской соборной мечети Абдулкабир Яруллин,
имам-хатыб Оренбургской соборной мечети Яхья Имаметдинов и др.
[25, с. 59].
Мы не можем полностью согласиться мнением профессора М.А. Га-
реева. Если лидеров уммы, как и других конфессий, награждали за
патриотическую деятельность, связанную с их религиозным служе-
нием, которое являлось их патриотическим трудовым вкладом в раз-