Управление закупочной деятельностью интегрированной бизнес-группы…
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016 3
акционерного общества на долгосрочную перспективу. Эффективная
работа по утвержденным приоритетным направлениям возможна
лишь при условии их объективной оценки с учетом рыночной ситуа-
ции, финансового состояния общества и других факторов.
Способы закупок подразделяются на конкурентные, основанные
на состязательности предложений независимых участников, и некон-
курентные. Все неконкурентные способы называются закупкой у
единственного источника: организатор направляет предложение о
заключении договора конкретному поставщику либо принимает
предложение о заключении договора от одного поставщика без рас-
смотрения конкурирующих предложений.
Из конкурентных способов закупок чаще всего используются за-
прос предложений и цен, конкурентные переговоры, конкурс. Кроме
того, закупка может проводиться путем участия заказчика в аукцио-
нах, конкурсах или иных процедурах, организуемых продавцами
продукции (в том числе на виртуальных электронных торговых пло-
щадках в сети Интернет).
Закупки в ИБГ АО SAT & Company осуществляются по следую-
щей схеме: планирование потребности — анализ рынка — расчет до-
ставки и потребления — закупка (рис. 1). Поэтому в самом начале
процесса закупки собираются заявки, в которых указана потребность
в материалах и услугах. После рассмотрения целесообразности при-
обретения товарно-материальных ценностей снабженец находит по-
ставщиков, анализируя рынок. Затем происходит расчет доставки то-
вара до склада предприятия (для товаров) и последовательность вы-
полнения (для услуг). Только потом организация выходит на рынок,
выбирает контрагента и заключает с ним договор на поставку това-
ров, выполнение работ, оказание услуг.
В ИБГ номенклатура закупаемой продукции огромна, поэтому
собственникам сложно контролировать процесс закупки. В целях
упорядочивания процесса закупки и пресечения злоупотреблений
крупные компании разрабатывают меры по организации работы от-
дела закупок.
В ИБГ закупки могут осуществляться двумя способами: управ-
ляющей компанией или дочерними предприятиями, входящими в
холдинг (децентрализованная система закупок) [9].
Каждый из этих способов имеет свои плюсы и минусы и зависит
от специфики производственной деятельности. Так, концентрация
закупочной деятельности в управляющей компании выгодна в том
случае, когда холдинг состоит из предприятий одинакового профиля,
что упрощает закупку, четко регламентируя номенклатуру. Такая си-
стема предполагает создание в отделе закупок управляющей компа-
нии различных департаментов: ферросплавов, электродов, огнеупо-
ров и др.