И.Н. Омельченко, А.А. Кузнецов
2
Гуманитарный вестник
# 2
⋅
2016
C развитием корпоративного управления многие исследователи,
занимающиеся теорией закупок, пытались классифицировать и
структурировать опыт крупных холдингов по организации закупоч-
ной деятельности. Большое внимание формированию системы заку-
пок в холдингах уделено в работах таких авторов, как А.А. Колобов,
М.А. Кузнецов, А.В. Смоляков, Г.А. Суходольский, Ю.М. Цыгалов
и др. [2–7].
Универсальная система управления закупками состоит из шести
элементов:
1)
ясно выраженная воля руководства относительно безусловной
регламентации закупок (главный элемент системы);
2)
качественная регламентирующая среда. Правила проведения
процедур на всех стадиях закупочного процесса – от планирования
до подписания контракта — должны быть ясно изложены и закреп-
лены документально в соответствии с целями и задачами закупаю-
щей организации без нарушения действующего законодательства;
3)
координация, четкая постановка задач и контроль над их ис-
полнением. С этой целью в корпорациях созданы Центральные заку-
почные органы (ЦЗО), являющиеся вместе с Советами директоров
центрами управления закупочной деятельностью;
4)
квалифицированные специалисты по регламентации закупок;
5)
отчетность, необходимая для контроля и оценки эффективно-
сти работы;
6)
информационное обеспечение, без которого невозможно орга-
низовать закупочный процесс, предполагающий прозрачность ин-
формации о закупках на рынке, оповещение поставщиков о потреб-
ностях заказчиков.
В целях совершенствования централизованной системы закупок
обычно создаются специальные бизнес-единицы, принимаются про-
граммы по ряду направлений: планирование закупок, инфраструкту-
ра, подготовка кадров и другие, разрабатываются принципы единства
возможных способов закупок, условий их выбора, нормативно-
методической базы; использования открытых конкурентных проце-
дур; применения электронных торговых площадок; повышения роли
центрального комитета по управлению торговой деятельностью [8].
Эффективность системы закупок наиболее полно характеризуют
следующие показатели: количество заключенных договоров; общая
стоимость предложений, по которым объявлялась закупка; общая
стоимость заключенных договоров; цена одного контракта; затраты
на организацию и проведение процедур.
Закупочной деятельностью управляет материнская компания че-
рез своих представителей в Советах директоров, на которых возлага-
ется обязанность определять приоритетные направления развития