Previous Page  2 / 8 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 2 / 8 Next Page
Page Background

И.Н. Омельченко, А.А. Кузнецов

2

Гуманитарный вестник

# 2

2016

C развитием корпоративного управления многие исследователи,

занимающиеся теорией закупок, пытались классифицировать и

структурировать опыт крупных холдингов по организации закупоч-

ной деятельности. Большое внимание формированию системы заку-

пок в холдингах уделено в работах таких авторов, как А.А. Колобов,

М.А. Кузнецов, А.В. Смоляков, Г.А. Суходольский, Ю.М. Цыгалов

и др. [2–7].

Универсальная система управления закупками состоит из шести

элементов:

1)

ясно выраженная воля руководства относительно безусловной

регламентации закупок (главный элемент системы);

2)

качественная регламентирующая среда. Правила проведения

процедур на всех стадиях закупочного процесса – от планирования

до подписания контракта — должны быть ясно изложены и закреп-

лены документально в соответствии с целями и задачами закупаю-

щей организации без нарушения действующего законодательства;

3)

координация, четкая постановка задач и контроль над их ис-

полнением. С этой целью в корпорациях созданы Центральные заку-

почные органы (ЦЗО), являющиеся вместе с Советами директоров

центрами управления закупочной деятельностью;

4)

квалифицированные специалисты по регламентации закупок;

5)

отчетность, необходимая для контроля и оценки эффективно-

сти работы;

6)

информационное обеспечение, без которого невозможно орга-

низовать закупочный процесс, предполагающий прозрачность ин-

формации о закупках на рынке, оповещение поставщиков о потреб-

ностях заказчиков.

В целях совершенствования централизованной системы закупок

обычно создаются специальные бизнес-единицы, принимаются про-

граммы по ряду направлений: планирование закупок, инфраструкту-

ра, подготовка кадров и другие, разрабатываются принципы единства

возможных способов закупок, условий их выбора, нормативно-

методической базы; использования открытых конкурентных проце-

дур; применения электронных торговых площадок; повышения роли

центрального комитета по управлению торговой деятельностью [8].

Эффективность системы закупок наиболее полно характеризуют

следующие показатели: количество заключенных договоров; общая

стоимость предложений, по которым объявлялась закупка; общая

стоимость заключенных договоров; цена одного контракта; затраты

на организацию и проведение процедур.

Закупочной деятельностью управляет материнская компания че-

рез своих представителей в Советах директоров, на которых возлага-

ется обязанность определять приоритетные направления развития