О.В. Пугачев
4
устройств, способных хранить и принимать нужную им информа-
цию. Также важно, чтобы студенты не могли заглядывать в работы
друг друга, особенно в работы своих товарищей по команде. Для это-
го самое разумное решение — давать студентам «посадочные тало-
ны» на определенные места в зале. Рассадка студентов должна опре-
деляться заранее, как только станет известен список участников.
Проверка работ.
Работы студентов проверяются вечером того
же дня, примерно с 15:00 до 21:00. В проверке участвуют руководи-
тели команд. Чтобы обеспечить объективность проверки, сданные
работы шифруют, и информация о том, какому участнику какой
шифр соответствует, остается недоступной проверяющим до момента
проставления итоговых баллов.
Каждую задачу во всех работах проверяют два преподавателя.
Хотя максимальный балл за задачу обычно назначается заранее, де-
тальные критерии оценки (за какие частичные решения сколько бал-
лов ставить) вырабатываются в процессе проверки. Если между дву-
мя людьми, проверяющими одну задачу, возникают непреодолимые
разногласия, привлекаются другие члены комиссии.
После того, как все задачи во всех работах проверены, вычисля-
ются итоговые баллы, самые сильные работы проверяются еще раз, и
составляется таблица предварительных итогов. Только после этого
шифры заменяются фамилиями участников.
Описанная система проверки работ применяется на всех извест-
ных нам всероссийских математических олимпиадах. Единственное
улучшение, которое можно внести, — отказаться от заранее опреде-
ленных баллов за задачу, поскольку неизвестно, насколько какая за-
дача окажется трудной. Лучше определять ценность задачи по итогам
проверки (в ходе проверки применяя относительные баллы, например
проценты). Более сложная задача ценится выше, но при этом никакая
задача не должна перевешивать более двух других задач, так как бы-
вают студенты, хорошо знающие какой-то один раздел математики,
но слабые в остальных.
Апелляция.
На следующее утро после проверки вывешиваются
предварительные итоги и проводится апелляция. Разумеется, было
бы лучше, чтобы апелляция не требовалась, но ограниченное время
на проверку работ и усталость проверяющих неизбежно приводят к
недочетам в их деятельности.
Апелляция — неотъемлемое право студента отстаивать свою по-
зицию. Но желающих апеллировать может оказаться слишком много,
и в отведенное на процедуру апелляции время не все могут попасть
на нее. Лучшее решение этой проблемы: студенты идут на апелля-
цию в порядке убывания предварительного итога, поскольку измене-
ние результатов из верхней части итоговой таблицы с большей веро-
ятностью может повлиять на расстановку победителей. Такой подход
намного правильнее, чем принцип «кто раньше пришел».