Особенности организации всероссийских олимпиад по математике…
3
экономических специальностей).
Олимпиада проводится в двух номинациях: личное первенство и
командный конкурс. Руководитель команды может участвовать в ра-
боте жюри (в проверке работ и обсуждении критериев оценки), но в
составе апелляционной комиссии в последние годы — только мест-
ные преподаватели.
Из-за организационных проблем в уфимских олимпиадах был
трехлетний перерыв, но в 2014 г. они возобновились.
Подбор задач.
Теперь рассмотрим организационные моменты:
подбор и решение задач, проверку работ и апелляцию.
Задачи для третьего тура составляют преподаватели из вуза-
организатора. Задачи должны быть нестандартными, но в то же вре-
мя не требующими знаний, выходящих за рамки полученных студен-
тами данного курса (если есть деление на курсы) или студентами
1–2-го курсов (если такого деления нет). Необходимо подбирать за-
дания разного уровня сложности: отсутствие сложных задач сделало
бы конкурс неинтересным, а отсутствие простых отпугнуло бы
большинство желающих участвовать.
Важно, чтобы формулировка каждой задачи была четкой, не до-
пускающей двусмысленного понимания.
К сожалению, иногда в комплект заданий попадают задачи с не-
корректными формулировками (например, вероятность находится
как отношение двух бесконечных площадей или дается задача на по-
иск экстремума, когда он не достигается). Или, что еще хуже, пред-
лагаются старые задачи с олимпиад, проходивших давно в том же
вузе, и это ставит в неравные условия студентов, изучавших местные
сборники задач, и тех, кто тренировался по другим сборникам [1, 2].
Разумный выход из подобных творческих кризисов может быть
следующим. Руководителей приглашенных команд за несколько меся-
цев до олимпиады просят прислать несколько новых задач. Чтобы не
было опасений, что педагоги поделятся этими задачами со своими
«родными» студентами, преподаватели из вуза-организатора могут по-
мещать присланные извне задачи в банк задач для своих внутренних
олимпиад (1-й и 2-й туры). На 3-м туре можно давать другие задачи, ко-
торые, в противном случае, были бы израсходованы на 1-й и 2-й туры.
Очень важно, чтобы комплект задач, представленных на 3-м туре
всероссийской олимпиады, не был доступен посторонним лицам до
самого дня его проведения. Иначе могут появиться «заказные побе-
дители» — знакомые кого-либо из тех, кто видел задачи заранее.
Решение задач.
Студенты решают задачи в течение 4 ч. При
этом не разрешается пользоваться своей справочной, учебно-методи-
ческой литературой, сборниками задач, конспектами. Организаторы
могут раздать студентам справочники, всем одинаковые. Очень важ-
но проследить, чтобы у студентов не было портативных электронных