Previous Page  3 / 7 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 7 Next Page
Page Background

Особенности организации всероссийских олимпиад по математике…

3

экономических специальностей).

Олимпиада проводится в двух номинациях: личное первенство и

командный конкурс. Руководитель команды может участвовать в ра-

боте жюри (в проверке работ и обсуждении критериев оценки), но в

составе апелляционной комиссии в последние годы — только мест-

ные преподаватели.

Из-за организационных проблем в уфимских олимпиадах был

трехлетний перерыв, но в 2014 г. они возобновились.

Подбор задач.

Теперь рассмотрим организационные моменты:

подбор и решение задач, проверку работ и апелляцию.

Задачи для третьего тура составляют преподаватели из вуза-

организатора. Задачи должны быть нестандартными, но в то же вре-

мя не требующими знаний, выходящих за рамки полученных студен-

тами данного курса (если есть деление на курсы) или студентами

1–2-го курсов (если такого деления нет). Необходимо подбирать за-

дания разного уровня сложности: отсутствие сложных задач сделало

бы конкурс неинтересным, а отсутствие простых отпугнуло бы

большинство желающих участвовать.

Важно, чтобы формулировка каждой задачи была четкой, не до-

пускающей двусмысленного понимания.

К сожалению, иногда в комплект заданий попадают задачи с не-

корректными формулировками (например, вероятность находится

как отношение двух бесконечных площадей или дается задача на по-

иск экстремума, когда он не достигается). Или, что еще хуже, пред-

лагаются старые задачи с олимпиад, проходивших давно в том же

вузе, и это ставит в неравные условия студентов, изучавших местные

сборники задач, и тех, кто тренировался по другим сборникам [1, 2].

Разумный выход из подобных творческих кризисов может быть

следующим. Руководителей приглашенных команд за несколько меся-

цев до олимпиады просят прислать несколько новых задач. Чтобы не

было опасений, что педагоги поделятся этими задачами со своими

«родными» студентами, преподаватели из вуза-организатора могут по-

мещать присланные извне задачи в банк задач для своих внутренних

олимпиад (1-й и 2-й туры). На 3-м туре можно давать другие задачи, ко-

торые, в противном случае, были бы израсходованы на 1-й и 2-й туры.

Очень важно, чтобы комплект задач, представленных на 3-м туре

всероссийской олимпиады, не был доступен посторонним лицам до

самого дня его проведения. Иначе могут появиться «заказные побе-

дители» — знакомые кого-либо из тех, кто видел задачи заранее.

Решение задач.

Студенты решают задачи в течение 4 ч. При

этом не разрешается пользоваться своей справочной, учебно-методи-

ческой литературой, сборниками задач, конспектами. Организаторы

могут раздать студентам справочники, всем одинаковые. Очень важ-

но проследить, чтобы у студентов не было портативных электронных