Background Image
Previous Page  9 / 13 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 9 / 13 Next Page
Page Background

История сотрудничества факультета «Ракетно-космическая техника»

9

ний предприятий. При выполнении работ студенты получают кон-

сультации специалистов мирового уровня, которые владеют самой

свежей и достоверной информацией, и имеют доступ к новейшим

разработкам. «В этих условиях можно стать специалистом, освоив-

шим наиболее ценные формализованные, запечатленные в учебниках

опыт и знания, и перенявшим то неуловимое “чуть-чуть”, что можно

узнать только у тех, кто сам проектирует, исследует, испытывает,

узнать “ноу-хау”, без которого не создать современный космический

корабль или ракету» [15].

Студенты проходят практику, выполняя работу техника, младшего

научного сотрудника или инженера. В соответствии с выбранной спе-

циальностью они работают в отделах КБ, исследовательских лабора-

ториях, на испытательных станциях, в цехах, на автоматических си-

стемах управления. К пятому-шестому курсу происходит становление

инженера в процессе работы над реальными проектами. Формируется

четкое понимание целей в жизни, в работе, осмысление необходимо-

сти базовых (фундаментальных) дисциплин, преподаваемых в процес-

се обучения (высшая математика и физика, химическая физика и фи-

зическая химия, термо- и газодинамика и теплопередача, теория авто-

матического управления и т. д.). Будущий высококвалифицированный

инженер получает не только прочную научно-теоретическую подго-

товку, но и производственную закалку, социальный опыт, а также то,

что недостижимо для студента, обучавшегося по традиционной фор-

ме, — возможность увидеть результаты своего инженерного труда в

металле, на стенде, а то и в космическом полете.

Если сравнить прежний процесс обучения, при становлении фа-

культета, сегодня, будут заметны некоторые различия. В 1970 г. на

факультете более 90 % преподавателей были с кафедр МВТУ и лишь

немногие — с предприятий. В данный момент на факультете преоб-

ладают преподаватели, параллельно работающие на предприятиях РКК

«Энергия» и ЦНИИмаш — около 70 %. МГТУ им. Н.Э. Баумана пол-

ностью отказался от вечерней формы обучения, а следовательно, и

факультет перешел на исключительно дневную форму. В результате

этих изменений повысилось качество подготовки специалистов.

Форма обучения на факультете РКТ вобрала в себя более чем по-

луторавековой опыт нашего университета. МГТУ им. Н.Э. Баумана

со дня своего основания был лучшей технической школой страны по

подготовке инженеров. В 1850-х гг. Дмитрий Константинович Совет-

кин (1838–1912), один из основоположников «русской школы подго-

товки инженеров», на основе анализа учебного труда предложил

наглядную систему обучения, сочетавшую педагогические и техно-

логические требования [16]. В основе всей системы лежали упражне-

ния под контролем мастера. В дальнейшем при участии профессоров