История сотрудничества факультета «Ракетно-космическая техника»
…
9
ний предприятий. При выполнении работ студенты получают кон-
сультации специалистов мирового уровня, которые владеют самой
свежей и достоверной информацией, и имеют доступ к новейшим
разработкам. «В этих условиях можно стать специалистом, освоив-
шим наиболее ценные формализованные, запечатленные в учебниках
опыт и знания, и перенявшим то неуловимое “чуть-чуть”, что можно
узнать только у тех, кто сам проектирует, исследует, испытывает,
узнать “ноу-хау”, без которого не создать современный космический
корабль или ракету» [15].
Студенты проходят практику, выполняя работу техника, младшего
научного сотрудника или инженера. В соответствии с выбранной спе-
циальностью они работают в отделах КБ, исследовательских лабора-
ториях, на испытательных станциях, в цехах, на автоматических си-
стемах управления. К пятому-шестому курсу происходит становление
инженера в процессе работы над реальными проектами. Формируется
четкое понимание целей в жизни, в работе, осмысление необходимо-
сти базовых (фундаментальных) дисциплин, преподаваемых в процес-
се обучения (высшая математика и физика, химическая физика и фи-
зическая химия, термо- и газодинамика и теплопередача, теория авто-
матического управления и т. д.). Будущий высококвалифицированный
инженер получает не только прочную научно-теоретическую подго-
товку, но и производственную закалку, социальный опыт, а также то,
что недостижимо для студента, обучавшегося по традиционной фор-
ме, — возможность увидеть результаты своего инженерного труда в
металле, на стенде, а то и в космическом полете.
Если сравнить прежний процесс обучения, при становлении фа-
культета, сегодня, будут заметны некоторые различия. В 1970 г. на
факультете более 90 % преподавателей были с кафедр МВТУ и лишь
немногие — с предприятий. В данный момент на факультете преоб-
ладают преподаватели, параллельно работающие на предприятиях РКК
«Энергия» и ЦНИИмаш — около 70 %. МГТУ им. Н.Э. Баумана пол-
ностью отказался от вечерней формы обучения, а следовательно, и
факультет перешел на исключительно дневную форму. В результате
этих изменений повысилось качество подготовки специалистов.
Форма обучения на факультете РКТ вобрала в себя более чем по-
луторавековой опыт нашего университета. МГТУ им. Н.Э. Баумана
со дня своего основания был лучшей технической школой страны по
подготовке инженеров. В 1850-х гг. Дмитрий Константинович Совет-
кин (1838–1912), один из основоположников «русской школы подго-
товки инженеров», на основе анализа учебного труда предложил
наглядную систему обучения, сочетавшую педагогические и техно-
логические требования [16]. В основе всей системы лежали упражне-
ния под контролем мастера. В дальнейшем при участии профессоров