1
УДК 37.012:378.1:159.9:37.03
История сотрудничества факультета «Ракетно-
космическая техника» МГТУ им. Н.Э. Баумана
с предприятиями космической отрасли
и его влияние на формирование инженерных
практических навыков у студентов
© В.В. Бушуева, К.С. Самсонов, А.В. Севрюкова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Обоснована актуальность формирования практических навыков технического
творчества у будущих инженеров. Показана роль сотрудничества факультета
«Ракетно-космическая техника» (РКТ) МГТУ им. Н.Э. Баумана с предприятиями
космической отрасли в работе со студентами. Рассмотрена история формирова-
ния факультета РКТ, стадии его развития и связь с предприятиями. Перечислены
достижения в космической технике, связанные с участием выпускников МГТУ
им. Н.Э. Баумана. Отмечена роль студентов, участвующих в разработке и реше-
нии теоретических и практических задач ведущего предприятия — РКК «Энергия».
Подчеркнуты основные факторы сотрудничества, влияющие на профессиональную
подготовку студентов, что определяет новизну данной статьи. Проанализированы
особенности системы подготовки инженеров в МГТУ им. Н.Э. Баумана в историче-
ском плане. Показано значение взаимосвязи теоретической и практической форм
обучения для воспитания будущего инженера.
Ключевые слова:
сотрудничество, факультет РКТ, космическая отрасль,
практические навыки, будущий инженер, РКК «Энергия», система подготовки
инженеров.
Сегодня техника решает самые важные проблемы человечества, яв-
ляется основой современной цивилизации. Возрастает роль инженера.
Но обостряются противоречия между требованиями, предъявляемыми к
инженеру, и реальными возможностями выпускника. И возникает про-
блема подготовки специалиста с творческими, практическими навыка-
ми, способного с университетской скамьи сразу же включаться в про-
цесс разработки современной техники. В связи с этим формирование
практических навыков технического творчества у будущих инженеров
является важнейшей задачей образовательного процесса в техническом
университете. Как показывает практика, на уровне только теории сту-
дент не может хорошо владеть материалом, а молодой специалист тем
более «все забыл». Сегодня в учебном процессе еще недостаточно прак-
тических аспектов. Учить студентов навыкам поиска инженерных идей
и решений, процедурам технического творчества в инженерной дея-
тельности только по лекциям нельзя. Знания не должны быть пассив-
ными, в образовании необходимы практические направления [1, 2].