Б.Н. Земцов, М.М. Малинкович
4
и Бурьену» [10]. Но ему претили предметы, навязываемые «педаго-
гами» в рясах. Вероятно, именно тогда у него затаилась душевная злоба
на служителей культа.
Придя к власти, Наполеон, возможно, начал мстить. Бонапарт
призвал к союзу в письме к лидерам Вандеи: «Приезжайте ко мне; мое
правительство будет правительством молодости и духа». В действи-
тельности весь запад Франции был систематически разорен после того,
как Конвент издал указ об истреблении в 1793 г. Исследователи
Первого Консула составили список из 500 000 мертвых, некоторые из
них были заперты в церквях (например, в церкви коммуны Луки в
Вандее) и сожжены заживо [10].
С.Н. Искюля в книге «Максимы и мысли узника Святой Елены»
писал: «Затем Первый Консул отменил известную Гражданскую
Конституцию Духовенства, которая с 1790–1791 гг. потребовала,
чтобы каждый католический священник поклялся в преданности
государству в ущерб лояльности к Риму. Конституция также
потребовала выборов священников и епископов всеми гражданами,
даже протестантами и евреями» [11].
Но в то же время существует множество фактов благотвори-
тельности Наполеона. Он осуществлял вложения в восстановление и
постройки католических храмов. У С.Н. Искюля читаем: «Тело Папы
римского Пия VI, который умер в Валансе как узник Директории и был
предан земле почти анонимно на местном городском кладбище, было
передано с большой церемонией Риму» [11].
Наполеон решил вести политическую игру с Папой. Новая власть
искала поддержки у церкви. В религии Бонапарт видел одно из
важнейших средств укрепления своей власти. В 1801 г. он заключил
конкордат с Папой Пием VII. По условиям этого договора
католичество объявлялось «религией большинства французов». В
свою очередь Папа признавал распроданные церковные земли
законной собственностью новых владельцев. Архиепископы должны
были назначаться французским правительством и затем утверждаться
Папой. Католическое духовенство должно было поддерживать власть
консулов [11].
Не исключено, что, увидев продажность «верховного католика»,
Бонапарт укрепился в неуважении к служителям культа. Задача
историка состоит не столько в том, чтобы описать историческое
событие или процесс, сколько понять причины их появления. Как
отмечает П.Л. Карабущенко, вандализм как историко-культурное
явление следует рассматривать «комплексно, в контексте конкрет-
ного политического времени» [12, с. 12]. Существующие источники и
современная методология позволяют сделать следующие выводы.
1. Для русских преступления наполеоновской армии всегда
останутся преступлениями. Но православные церкви для нас являются