Б.Н. Земцов, М.М. Малинкович
2
Спаса на Бору и Николы Гостунского находились склады овса, сена и
соломы для лошадей самого Наполеона;
в Верхоспасском соборе в Московском Кремле стояли кровати,
а престол служил столом для обедов [2].
Примеры можно перечислять до бесконечности. Отношение к
власти у разных социальных групп не могло быть одинаковым. Но в
отношении к церкви, особенно в годы революции, все французы были
едины.
В решении Генерального совета Коммуны от 23 ноября 1793 г.
было записано: «Все существующие в Париже церкви или храмы всех
без исключения культов будут немедленно закрыты» [3, с. 178]. С
другой стороны, лидеры революции считали, что народным массам
необходим объект поклонения, их воображению и эмоциональным
переживаниям нужны внешние впечатления и образы, которые до сих
пор доставлялись им религией и религиозными обрядами, проводи-
мыми в торжественной обстановке храмов. Церкви переименовывались
в храмы Разума и обставлялись вместо икон и статуй святых бюстами
деятелей революции. В культ Разума был включен ряд символических
церемоний. В ноябре 1793 г. в соборе Парижской богоматери был
впервые проведен торжественный театрализованный «праздник
Разума» [4, с. 228–231].
Церковные земли раздавались новым владельцам. Храмы подвер-
гались осквернению. Не были тронуты лишь здания с масонской
символикой.
Буржуазная революция не нашла и не могла найти научно-
последовательного пути своей борьбы с церковной контрреволюцией и
религией. Причиной этого было двойственное положение буржуазии в
ходе революции. «Ее идеологи и руководители предполагали, что в ходе
исторического развития церковь и религия станут союзниками
буржуазии в расстановке классовых сил капиталистического общества,
ее оружием в борьбе за увековечение буржуазных порядков» [5].
Нельзя забывать и о долгом влиянии масонства во Франции.
Масонские ложи собрали в своих недрах выдающихся представи-
телей наук и искусств. «Государственные основы королевской
Франции подтачивались пропагандой масонов Вольтера, Кондорсе,
Дидро, ДˈАламбера, Монтескье и Ж.Ж. Руссо. Все эти философы,
особенно Вольтер, ДˈАламбер и Дидро, были проникнуты глубо-
кой ненавистью к католической церкви и монархическому образу
правления» [6].
Известный клуб масона Гольбаха был главной фабрикой
литературы. «Большая часть книг того времени, направленных против
религии, нравственности и против правительства, была нашего
производства. Масса памфлетов самого непристойного содержания,