Экономика дефицитных ресурсов космической деятельности: эффекты и проблемы…
5
средств». Другой пример — классификатор бюджетных расходов
Бюджетного кодекса РФ. По состоянию на 01.04.2013 г. в разделе
«Национальная экономика» значится лишь
назначение
расходов на
«исследование и использование космического пространства». Гипо-
тетически они возможны также в подразделе «прикладных научных
исследований в области национальной экономики» и «других вопро-
сах в области национальной экономики».
Специфику космической сферы и ее ресурсные «запросы» не все-
гда можно описать, несмотря на то что они масштабны, видимы с
космической высоты любой геостационарной орбиты (ГСО). Речь
идет, например, об интенсивности работы инфраструктуры космо-
дромов и их стартовых комплексов, «закрытых» экспериментальных
полигонов, наземной транспортной системы и стартовых комплексов
аэрокосмического «транспорта». Кроме того, капитально-техничес-
кими ресурсами космической сферы деятельности являются ее про-
изводственные фонды, стационарная и мобильная техника, предпри-
ятия общего и специального машиностроения, электронной и хими-
ческой промышленности, особой сферы энергетики по созданию
ракетного топлива, электроники и т. д. Многофункциональные пред-
приятия тесно связаны с комическими полетами, например, фирмы,
специализирующиеся на воздухоразделительных технологических
процессах для производства специального топлива, систем его осо-
бой транспортировки, хранения и использования.
Сфера космической деятельности по масштабности превосходит
любую другую сферу экономики. Ее проблемы во многом связаны с
необходимостью локализации удаленных друг от друга и относи-
тельно обособленных отраслей деятельности. Функциональная эф-
фективность, результаты работы космической отрасли должны соот-
носиться с затратами и ресурсами, которые использовались. Такие
задачи все более очевидны и актуальны вследствие проблемного,
кризисного состояния организационной модели, критического несо-
ответствия ее ресурсных «запросов» и существующих в настоящий
момент возможностей бюджетного финансирования.
По мнению аналитиков и экспертов [2], организационно-эконо-
мическая модель этой сферы, ее функциональные и специализиро-
ванные направления сформировались в середине прошлого столетия
и во многом сохраняются в неизменном виде до настоящего времени.
При этом в зарубежной и отечественной практике для организацион-
ных моделей сферы космической деятельности первоначально задачи
эффективности не ставились, преобладал принцип соотношения ме-
ры «открытости» и «закрытости» моделей космических систем, про-
пагандировались реальные и мнимые достижения. Принцип соотно-
шения меры «закрытости» и «открытости» космических систем име-
ет объективные и объяснимые причины.