Экономика дефицитных ресурсов космической деятельности: эффекты и проблемы…
3
приказу, подобно тому как трудоспособный возраст человека как ра-
ботника не может наступить ранее 16–18-летнего возраста; не может
«приумножиться» или измениться по какой-либо «договоренности»
период физического и морального износа технических и других ре-
сурсов производительной деятельности.
Объективные «ограничители» имеются не только по ресурсам
трудоспособного и работающего населения, но и по количеству и
площадям земель, пригодных для той или иной деятельности или для
размещения на них инфраструктурных объектов. Известны также
ограничительные проблемы невозобновляемых ископаемых и иных
природных ресурсов; из-за длительных сроков строительства являет-
ся фиксированным и не способным быстро возрастать количество
реально работающих предприятий и фирм; инфраструктурных со-
оружений; капитально-технических средств (производственных фон-
дов) в сфере информационно-коммуникативных ресурсов и т. д.
В соответствии с целями и задачами космической сферы, в ее от-
раслях задействованы значительные экономические ресурсы, распре-
деляемые и используемые с помощью финансовых потоков, направ-
ляемых из бюджетной сферы различных уровней. За обобщенными
данными финансовых средств, выделенных преимущественно из фе-
дерального бюджета, в отрасли космической сферы стоят трудовые
ресурсы различных научных специальностей и производственных
профессий; капитально-технические средства; природные, информа-
ционные и другие ресурсы.
Бюджетное финансирование служит законодательным инструмен-
том регулирования и перераспределения общего денежно-стоимост-
ного объема дефицитных, ограниченных ресурсов в соответствии с
экономическим выбором задач, решаемых в каждой сфере
.
Изменить наличные количественные параметры ресурсов и про-
порции их распределения способен только один неумолимый фак-
тор — время, т. е. будущие периоды лет, в течение которых при нали-
чии благоприятных условий и сопутствующих факторов возможны
рост и приращения совокупного ресурсного потенциала страны.
Направление «распределительного» выбора обосновывается ха-
рактером и значимостью решаемых задач каждой сферы, избираются
соответствующие методы распределения или перераспределения ре-
ально имеющихся ресурсов. Они могут иметь вид «изъятия и пере-
мещения» с помощью рыночных цен, формирующихся в предприни-
мательском секторе, или методами законодательно утверждаемых
государством объемов бюджетного финансирования общественно
значимых сфер. Пропорции распределяемых ресурсов возрастают
или снижаются в зависимости от общего объема доходов бюджетов,
а также от выбора целей: их финансирование в одних сферах соот-
ветственно сокращает финансовые возможности для направления их