Развитие коммуникативных навыков иностранных студентов
3
задачи сопряжено со многими трудностями как языкового, так и
лингвистического характера и требует от будущего профессионала
солидной языковой подготовки.
На основе изучения особенностей коммуникативной компетент-
ности, специфики ее содержания в практике обучения иностранных
студентов сформировался основной комплекс упражнений: языко-
вых, условно-речевых, коммуникативно-речевых. Эти упражнения
развивают умения понимать и создавать профессионально значимые
высказывания, а также умение контролировать речевое поведение:
оценить речевую ситуацию, составить прогноз предстоящего сооб-
щения, выбрать соответствующую форму изложения и языковые
средства, адекватные цели общения.
Существенной методической проблемой в связи с этим является
отбор учебного материала, его соответствие критериям аутентично-
сти, актуальности информации. Важно, чтобы учебный текст по сво-
им языковым и стилистическим характеристикам был образцом
научного стиля, с одной стороны, а с другой — соответствовал этапу
обучения, уровню владения языком, был соотнесен с программами
профилирующих дисциплин.
В нашей практике в качестве текстов используются материалы
специальных дисциплин, аутентичные научные тексты в печатной
или электронной форме (публикации в СМИ, в сети Интернет).
В рамках подготовки текста к работе формируется список специаль-
ных терминов по изучаемой тематике и разрабатываются трениро-
вочные лексические упражнения для их закрепления. Так, построе-
ние содержания учебного материала на основе предметной направ-
ленности и профессиональной значимости с учетом ситуации
общения развивает все компоненты профессионально-языковой ком-
петентности иностранных студентов.
Формирование коммуникативной компетенции студентов опира-
ется на развитие навыков узнавания и понимания специальной лек-
сики профильных текстов. Важная роль при этом отводится развитию
умений распознавать разные значения слов, синонимы, лексическую
сочетаемость. Усвоение словообразовательных моделей изучаемого
языка впоследствии дает студентам возможность самостоятельно
расширять рамки понимания учебных и научных текстов [2].
В целом реализация профессионально-ориентированного подхода
создает устойчивую мотивацию к изучению русского языка как сред-
ства приобретения и совершенствования профессиональных знаний.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Мясников А.А. Терминологический аспект формирования коммуникатив-
ной компетенции студентов-нефилологов.
Вестник Санкт-Петербург-
ского университета. Серия 9. Филология, востоковедение, журналистика.
2007, вып. 2 (Ч. II).