Развитие коммуникативных навыков иностранных студентов
1
УДК 808.2.378.02
Развитие коммуникативных навыков
иностранных студентов
© Л.И. Кузнецова
МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
Статья посвящена изучению механизмов формирования и развития коммуника-
тивных навыков. В работе рассматривается процесс формирования профессио-
нально-языковой компетенции студентов-иностранцев. Выявляются условия, спо-
собы и средства овладения специальной терминологией на начальном этапе обуче-
ния. Анализируются их основные составляющие, рассматриваются средства
общения, необходимые для успешного развития компетенции иностранных сту-
дентов в области профессионального общения.
Ключевые слова:
специальные знания, профессиональная компетенция, професси-
ональная терминология.
Профессиональная компетенция иностранного студента техниче-
ского вуза представляет собой сложный комплекс общенаучных и
специальных знаний. Немаловажная роль в этом процессе принадле-
жит изучаемому/русскому языку и сформированной на этой основе
профессионально-языковой составляющей общения, обеспечиваю-
щей готовность и способность к профессиональной коммуникации.
В рамках подготовки будущего специалиста особое внимание
традиционно уделяется профессионально-языковой компетентно-
сти — навыкам общения в профессиональной среде. Именно речь яв-
ляется самым универсальным средством коммуникации, источником
информации и способом воздействия на собеседника. Несомненно,
что владение иностранным языком является главным условием для
достижения успеха в области профессиональной компетентности бу-
дущих специалистов.
Владение иностранным языком в специальных целях подразуме-
вает не только хорошее знание языка, но и умение решать целый ряд
специфических задач. Одной из таких задач является овладение спе-
циальной терминологией. Коммуникативная функция терминологи-
ческой лексики заключается в обеспечении взаимопонимания между
специалистами в рамках соответствующих разделов знания, а также в
рамках производственно-профессиональной деятельности. Поэтому
гибкость, точность, логичность, информативность, чистота речи бу-
дущих специалистов зависят от качественного владения профессио-
нальной терминологией — глубины проникновения в систему значе-
ний профессиональных терминов, умения свободно комбинировать
термины на основе знания их системных связей.