Л.И. Кузнецова
2
Незнание соответствующей терминологии приводит к коммуни-
кативной неудаче — полному или частичному непониманию выска-
зывания партнером по коммуникации. Это особенно важно для уча-
щихся начального этапа. По мнению многих специалистов, основной
проблемой успешного вхождения студентов-иностранцев в учебный
процесс и профессиональную деятельность является противоречие
между уровнем коммуникативной и профессионально-термино-
логической компетентности иностранных студентов, что не обеспе-
чивает восприятие ими учебной информации, требований высшей
школы и будущей профессиональной деятельности [1]. Отсюда воз-
никает постоянная необходимость обогащения словарного запаса
иностранных студентов новыми терминами.
Современные методики РКИ предлагают обучать терминологии в
рамках единого процесса обучения всем языковым аспектам (произ-
ношению, лексике, грамматике) и всем видам речевой деятельности
(говорению, чтению, аудированию и письму).
Таким образом, обогащение словарного запаса студентов пресле-
дует следующие цели:
1) выработку у студентов потребности в расширении словарного
запаса, а также умение и желание самостоятельно пополнять личный
словарный запас;
2) количественное увеличение словарного запаса, то есть обога-
щение личного словаря новыми терминами;
3) качественное обогащение словарного запаса — выяснение и
уточнение лексического значения новых терминов, усвоение их спе-
цифической сочетаемости, особенностей употребления;
4) овладение нормами орфографически правильного написания
термина и умением свободно пользоваться этим термином в соответ-
ствии с конкретной речевой ситуацией;
5) осознание системных связей термина, то есть умение самосто-
ятельно находить место термина в синонимическом ряду, антоними-
ческой паре;
6) вовлечение иностранных студентов в активную речевую дея-
тельность с использованием факторов мотивационного воздействия.
Для расширения лексического запаса терминов у иностранных
студентов новых важна словарная работа, которая развивает внима-
ние к профессиональной лексике, написанию, правильному упо-
треблению и одновременно воспитывает умение и желание само-
стоятельно пополнять свои знания, совершенствовать собственный
словарный запас, обращаться к словарям или справочникам соот-
ветствующего характера.
Овладение профессиональной терминологической лексикой не
ограничивается простым заучиванием списка необходимых терминов
и поиском их в словаре. Выполнение этой сложной и комплексной