Особенности философии культуры русского неакадемического неокантианства…
7
зяйство, технику, «служа орудиями другого, … кроме того ценны и
сами по себе. В этом только смысле мы и называем их ценностями
абсолютными». «Царство ценностей» для неокантианца — это ду-
ховная сфера: «совокупность культурных ценностей мы называем
старинным, несколько двусмысленным, но все же прекрасным име-
нем Духа» [7, с. 32, 376]. Ценности культуры являются «сверхинди-
видуальными».
С теоретико-ценностной точки зрения рассматриваются С.И. Гес-
сеном и правовые явления. Для него преступление и наказание не
просто факты; это события, требующие уяснения «с точки зрения их
(правового) смысла, значения, ценности». Такая ценностно-правовая
позиция приводит его к отрицательному отношению к смертной каз-
ни, которую он считает несовместимой с «актом правосудия», по-
скольку она уничтожает «правового субъекта», и поэтому «убийство
приговоренного к смертной казни есть такое же преступление, как и
убийство любого гражданина» [6, с. 228–229].
В теоретико-ценностном аспекте трактует философ и централь-
ные педагогические проблемы. Подчеркивая «мысль о единстве пси-
хофизического организма, равноправными сторонами которого яв-
ляются взаимно переплетающиеся душевные и телесные процессы»,
С.И. Гессен убежден в том, что «
душа и тело человека в равной мере
должны быть образованы в направлении культурных ценностей
, по
отношению к которым они, как чисто природный материал, подле-
жащий образованию, представляются равноценными сторонами еди-
ного и нераздельного целого. Весь человек в целом, а не одна только
его часть или сторона, должен воспринять в себя ценности культуры,
приобщиться к ним всем своим существом и в служении им преобра-
зовать свой психофизический организм» [7, с. 376].
Как и многие другие русские мыслители, в своей творческой дея-
тельности С.И. Гессен проявляет большой интерес к русской литера-
туре, особенно к творчеству Ф.М. Достоевского, в произведениях ко-
торого видит художественно выраженную философию и подлинный
гуманизм. Подлинный же гуманизм, по мнению С.И. Гессена, пред-
полагая «смирение перед Абсолютным» и осознание ограниченности
человеческого разума в духе кантовской философии, означает умона-
строение «любви, и притом не любви к дальнему, слишком часто
оборачивающейся брезгливостью и ненавистью к ближнему, а любви
к конкретному, к живому, к индивидуальному» [8, с. 353].
Резюмируя сказанное, необходимо отметить, что для русских
неокантианцев, как и для их немецких предшественников, централь-
ной проблемой философии культуры является проблема ценностей,
которую они, однако, рассматривают различным образом. Если
Ф.А. Степун относит к ценностям культуры и «переживание жизни»,