А.В. Чернышева
4
но и мотивы остальных областей культуры — общественности, искус-
ства и религии». Задача «Логоса» — «разрабатывать научно-
философским методом все эти области, запросы и нужды которых
должны получить надлежащее философское удовлетворение». Сбор-
ники «Логоса» определяются ими «как сборники по
философии куль-
туры
», противостоящие современному культурному распаду.
Авторы предисловия признают «национальные особенности фи-
лософского развития», они видят одну из главных задач русского из-
дания «Логоса» в «приобщении русской культуры и выраженных в
ней оригинальных мотивов к общей культуре Запада» и обещают
«постоянно держать русского читателя в курсе современных учений
Запада» [9, с. 423–431].
Благодаря своей прозападной ориентации, «Логос» вызвал
неприятие со стороны ревнителей славянофильской традиции и неко-
торых сторонников религиозной философии. Центром противостоя-
ния «Логосу» было издательство «Путь», выпускавшее книги рели-
гиозных философов. Ф.А. Степун вспоминал слова Н.А. Бердяева,
выразившие исходную сущность расхождений между «Логосом» и
«Путем»: «Для вас, — нападал он на меня, — религия и церковь про-
блемы культуры, для нас же культура во всех ее проявлениях внут-
рицерковная проблема. Вы хотите на философских путях прийти к
Богу, я же утверждаю, что к Богу прийти нельзя, из Него можно
только исходить: и, лишь исходя из Бога, можно прийти к правиль-
ной, т. е. христианской, философии».
Правда, впоследствии намечается сближение воззрений «логос-
цев» и «путейцев». Ф.А. Степун самокритично признается: «Фило-
софствуя «от младых ногтей», мы были твердо намерены постричь
волосы и ногти московским неославянофилам. Не скажу, чтобы мы
были во всем не правы, но уж очень самоуверенно принялись мы за
реформирование стиля русской философии». «Я же, — говорит он о
своей философской эволюции, — и в несколько меньшей степени
Гессен во многом весьма существенно приблизились к своим быв-
шим московским противникам» [18, с. 218–219, 136].
Философские воззрения Ф.А. Степуна представляют собой свое-
образный синтез неокантианства и романтизированной «философии
жизни» с религиозной философией в духе В.С. Соловьева. Многим
современникам подобный синтез не казался органичным, однако он
показателен для умонастроений определенного течения русской фи-
лософской мысли. Логика столь разнородного построения изложена
им в очерке «Жизнь и творчество» (1913) — основном концептуаль-
ном произведении философа.
По убеждению Ф.А. Степуна, «единственной подлинной задачей
философии» является «узрение
абсолютного
» [19, с. 141]. Для рус-
ского философа кантовский критицизм характеризует современный