Д.Л. Ситникова
6
его не важным и всю работу передавать техникам, не редко даже без
технического образования» [13, с. 108–109]. Члены ОСИ усиленно
заботились о качестве и востребованности инженерного образования.
Е.П. Иванов 5 мая 1910 г. сделал доклад «О причинах малого спроса
на труд инженеров в промышленных предприятиях». В нем он отме-
чал, что учебные заведения «…выпускают студентов, малопригод-
ных для практических дел», и ставил задачу «приближения школы к
жизни» [14, с. 452].
Другой докладчик — В.Л. Малеев — обращал внимание на при-
влечение инженеров в сферу управления. Он утверждал, что совре-
менное городское хозяйство становится слишком сложным, и
«…пора русским инженерным организациям обратить свое внимание
на экономические вопросы, хотя бы по примеру Общества немецких
инженеров, планомерно работающего по вопросу об увеличении вли-
яния инженеров на жизнь государства и отдельных составных частей
его — городских и других самоуправлений» [15, с. 360].
Как было показано выше, члены ОСИ выполняли экспертные
функции, подвергая оценке технические проекты, которые предлага-
лись и реализовывались в Сибири. Причем они нисколько не сомне-
вались в необходимости принятия мер, имеющих полезное влияние
на развитие технической промышленности в России. Такой техниче-
ский оптимизм был характерен для российских и германских инже-
неров конца XIX — начала XX в. [6]. Вера в прогрессивную силу
техники была той позицией, с которой они оценивали и решали эко-
номические и социальные проблемы. Общество трактовалось как
сложная, но поддающаяся регулированию и отладке система, как
большая сложная машина. А строить и регулировать этот механизм
можно доверить только профессионалам — инженерам. Члены инже-
нерных сообществ были уверены, что спорные вопросы могут быть
решены с помощью научных и технических знаний.
Вера в научно-технический прогресс, в силу профессионального
знания позволяла достигать целей, поставленных перед ОСИ, обеспечи-
вать и поддерживать порядок в системе отношений технического зна-
ния и общества, пусть и на непродолжительный период времени, своей
профессиональной компетентностью и четкой этической оценкой по-
ложительного влияния технического прогресса на развитие Сибири.
В таких условиях не возникали этические проблемы, связанные с при-
менением новых технологий. Из установки, что научно-технический
прогресс способствует расширению возможностей человека, следовало,
что экспертиза ограничится оценкой «правильности» применения науч-
ных законов и знания о технических устройствах и не затронет вопро-
сов о нежелательных последствиях для человека. Тем более что в нача-
ле XX в. речь не шла о технологиях, способных изменить природу са-